
Повышение ставок утильсбора и изменение правил расчета этой пошлины на Дальнем Востоке встретили с протестным настроением. Машины из Японии, Кореи и Китая, которые сегодня можно привезти за миллион рублей, с 1 ноября будут стоит все два. И это не только проблемы конкретных семей, которые не смогут купить машину – это касается огромного числа жителей Дальнего Востока, который так или иначе связаны с бизнесом по ввозу и продаже японских авто.
Редакция «ФедералПресс» обсудила с экономистами и политологами последствия от нововведений для макрорегиона и политической стабильности.Экономический вопрос Повышение утильсбора для автомобилей мощностью выше 160 л. с. может практически двукратно увеличить их стоимость. Такая мера в большей степени ударит по китайскому и корейскому автопрому, и в меньшей – по японскому. Пострадает и сегмент гибридов и электрокаров – цены на них вырастут на сотни тысяч рублей за раз. Как отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ВВГУ Андрей Корень, на рост пошлин и налогов сегодня влияют две проблемы: «Это поиск дополнительных источников пополнения бюджета вместе с попытками радикального увеличения локализации производства автомобилей в РФ. Кроме того, субъекты МСП вынуждены столкнуться еще и со снижением лимитов освобождения от НДС с 2026 года», – объяснил экономист. Андрей Корень добавил, что сейчас наблюдается существенное повышение продаж б/у автомобилей, так как многие решили закупить машины по старым ставкам впрок. «Однако при вступлении в силу новых законов произойдет существенное снижение объемов продаж. Многие предприниматели, занятые в сфере торговли автомобилями, потеряют порядка 25–35 % выручки в зависимости от их специализации.
Часть перевозчиков, возможно, уйдет с рынка, но основная часть, вероятно, будет пытаться менять структуру продаж, делая акцент в сторону автомобилей до 160 л. с., а также будут избегать гибридов», – отметил эксперт. Как утильсбор стал политическим вопросом Для основной части России повышение ставок утильсбора не стало заметной проблемой. Дальний Восток же впервые за многие годы вышел бунтовать – протест уже перерос из дискуссий на кухнях и в соцсетях на улицы. «Введение утилизационного сбора несет для Дальнего Востока очень серьезные последствия, и все они без исключения негативные. Это редкий случай государственного решения, которое не несет никакого позитива для макрорегиона», – отметил политтехнолог, член РАПК Вячеслав Беляков. Разумеется, последствия от резкого повышения цен на автомобили в первую очередь экономические. Однако на Дальнем Востоке они потянули за собой и негативные социальные эффекты. «По некоторым подсчетам, с автомобильным бизнесом в той или иной степени, например, в Приморском крае, связан каждый шестой житель. И мы должны понимать, что, говоря об утилизационном сборе, мы не можем говорить ни о какой утилизации. Это название совершенно не соответствует реальности, потому что никто не утилизирует автомобили. Это заградительные пошлины. Введение данных пошлин сильно ухудшит экономическое положение огромного количества людей. К чему это приведет? Безусловно, к падению уровня жизни и снижению привлекательности Дальнего Востока как региона для жизни», – добавил Беляков.Политолог, доцент кафедры международных отношений и государственного управления ВВГУ Виктор Бурлаков отметил: из-за специфики Дальнего Востока ноша по уплате утильсбора ложится не на компании, а на конкретного человека: сборы с людей увеличиваются без какой-либо компенсации – это, естественно, вызывает серьезное недовольство. «Введение повышенного утильсбора должно привести к уменьшению импорта автомобилей из-за рубежа, что и вызывает наибольшее недовольство. Для Дальнего Востока это принципиально важно, потому что в результате такой недобросовестной конкуренции дальневосточник не получит более качественный автомобиль по меньшей цене. Транспортировка сюда отечественных машин затруднена и стоит примерно столько же. Получается, что цена останется на уровне японского автомобиля, а качество существенно проиграет», – политолог выделил еще одну причину для негатива со стороны жителей Дальнего Востока. Наконец, еще одна особенность макрорегиона, о которой легко забыть людям, которые живут в Центральной России – отсутствие дорог. На Дальнем Востоке их меньше, они хуже – чем дальше от крупных городов, тем менее проходимые участки приходится преодолевать. «Здесь, на Дальнем Востоке, нужны проходимые машины с более высокой мощностью. На автомобили более высокой мощности утилизационный сбор еще больше. Не будем забывать, что для многих автомобиль повышенной проходимости – это не просто средство передвижения, а средство производства и заработка. Поэтому это касается очень многих людей, и недовольство очевидно», – напомнил политолог. Так, по мнению Виктора Бурлакова, чисто экономический вопрос переродился в политический. В случае принятия изменений в ставках утильсбора, вполне возможен сценарий делегитимация власти, когда люди потеряют доверие, которое с трудом выстраивалось годами. «Население будет искать лазейки для сохранения уровня импорта иностранных автомобилей, какие-то обходные пути. Для населения будет характерна форма пассивного сопротивления. Но не будем забывать, что уже начинаются митинги, а это характерный фактор недовольства. Митинг – это высшая форма проявления протеста. Представьте, что творится в головах у большинства людей и как они относятся к этим нововведениям», – резюмировал политолог. Протест лоббистов По вопросу недовольства повышением ставок утильсбора есть и полярное мнение. Политолог, директор консалтингового центра Expert Group Павел Наливайко уверен – шум в основном поднимают лоббисты. «Что подразумевается под лоббистами? Это большая часть компаний, которые находятся в серой зоне и годами не платят полноценные налоги, не показывают реальную прибыль, не отражают трудоустроенных людей в реальном количестве. Эти компании всю жизнь наживались на том, что таскали на Дальний Восток автомобили, которые расходились как горячие пирожки», – уверен политолог. Такая схема в регионе работала десятилетиями, и сейчас «схлопывается». И те, кто в ней занят, пытаются этого не допустить, раскачивают протест. «Надо понимать, что повышение утилизационного сбора коснется по большей части автомобилей достаточно высокого класса. И для большинства жителей Дальнего Востока эти автомобили изначально были недоступны, то есть разницы особой нет», – резюмировал Наливайко.
Столкновение с KPI губернаторов Как бы то ни было – и повышенные ставки утильсбора, и изменения в налоговой сфере, сильно отразятся на людях, и на малом бизнесе – на тех, у кого «запас прочности» наименьший. «О налоговых изменениях говорят меньше. Они несут негативные последствия не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. Но, как всегда, рвется там, где тонко, и, конечно, под ударом окажется малый бизнес», – отметил Вячеслав Беляков. И, в первую очередь, политически это ударит по доверию к власти. «Мы уже видим возрождение протестных активностей. Вряд ли это приведет к активным уличным протестам, но скрытый протест – классический дальневосточный скрытый протест, результаты которого мы уже увидели в 2018 году, – может вернуться. Те усилия, которые полпредство прилагало в последние годы, чтобы этот протест нейтрализовать, могут быть перечеркнуты. Протест может сильно повлиять на результаты выборов в 2026 году. Кроме того, опосредованно подобные экономические решения, значительно ухудшающие условия жизни в регионах, повлияют и на численность населения – это приведет к еще большему оттоку людей, – и на суммарный коэффициент рождаемости, поскольку он напрямую зависит от удовлетворенности жизнью людей на территории и их экономического положения», – отметил эксперт. Вячеслав Беляков добавил, что оба этих непопулярных решения делают жизнь на Дальнем Востоке хуже. А жизнь здесь и так не самая комфортная в России, и, если она становится еще менее комфортной, люди уезжают – это естественный процесс. Доверие к власти, развитие МСП, численность населения и рождаемость, условия жизни людей – все это базовые KPI, которые утверждены президентом и по которым оценивается эффективность губернаторов. И показатели будут неизбежно снижаться. Политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков уверен, что из-за нововведений малый и средний бизнес по всей стране столкнется с проблемами – не только на Дальнем Востоке: начнется сокращение автопарка, старые машины начнут ломаться – придется вынужденно покупать авто российской сборки втридорога. «Как губернаторы будут при всем этом выполнять KPI по развитию малого и среднего предпринимательства? Никак. У губернаторов и так достаточно много показателей, на которые они не могут толком повлиять, – например, демография. Поэтому у них два пути», – резюмировал политолог. Первый путь для губернаторов в нынешних условиях – играть с цифрами, показывать приросты на основе статистики, жонглировать данными. Второй – сосредоточиться на тех KPI, которые более-менее реальны и важны в моменте, связаны с нынешними острыми проблемами. «А то, что малое и среднее предпринимательство упадет, – не такой уж важный показатель. В конце концов, у нас не устают повторять, что российская экономика держится не на МСП, а на крупном государственном бизнесе. Судьба МСП – в руках МСП: хотят выжить – пусть выживают, не хотят – обойдемся и без них», – отметил Гращенков. Дальний Восток ждет защиты полпреда Как это бывало неоднократно, Дальний Восток получает свои преференции – персональное изменение налогов, отсрочка по введению ряда законов. Сегодня поддержка полпредства и лоббизм со стороны губернаторов снова может сработать. Илья Гращенков отметил, что ситуация на Дальнем Востоке особенная: «Регион очень удален от центральной России. Автомобили, которые здесь активно покупают, на Дальнем Востоке не так распространены. Китайские и японские машины ввозятся по другой схеме, чем в остальную Россию, – исключительно исходя из географии региона. Второй момент: Дальний Восток, в отличие от центральной России, больше завязан на малый и средний бизнес. Это и флот, занимающийся рыбной ловлей, и логистика между городами внутри региона, которую обеспечивает МСП, и торговые сети – в основном свои, дальневосточные», – напомнил Гращенков. Кроме того, не надо забывать и о том, что регион в целом непростой, более протестный. И люди уже вышли на митинги. «В ходе принятия этих спорных законопроектов вполне возможно, что полпредство пойдет по пути минимизации рисков и для Дальнего Востока действительно будут введены переходные периоды, смягчающие коэффициенты, а может быть, в целом отменены повышенные ставки», – уверен политолог. Не только полпредство может повлиять на решение ситуации, но и губернаторы дальневосточных регионов, уверен Вячеслав Беляков. «Дальневосточные губернаторы имеют право голоса, и мы видим, что не в открытую, но, на мой взгляд, завуалированные сигналы федеральному центру посылаются. Мне кажется, митинг, прошедший во Владивостоке, был одним из таких сигналов. Возможно, за этим последует какая-то открытая дискуссия. В целом, на мой взгляд, это было бы неплохо, потому что обсуждение таких болезненных для региона решений должно быть. Если его нет, то сложно говорить о каком-то приоритетном положении дальневосточных регионов и о приоритетном развитии ДФО», – резюмировал эксперт. Прочитать подробнее о том, как изменится ситуация на автомобильном рынке из-за очередного повышения ставок утильсбора, можно по ссылке. Изменения, если они произойдут, затронут не только изначально дорогие и мощные автомобили, но и популярные сейчас у людей гибриды и электрокары. Вслед за ценами на них неминуемо вырастут цены и на все оставшиеся модели. Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева, Елена Майорова

Свежие комментарии