На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ФедералПресс

24 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Хоть до одного дошло. Многие возмущаются только это кому-то нужно или паприка нашлаМилонов оценил вы...
  • Людмила Лепаева
    Мне больше нравятся как пели певцы в СССР у них в песнях была душа вложена сейчас таких нетСовременные артис...
  • Людмила Лепаева
    Всех выслать из страны пусть домой домойРоссийский военко...

Священнослужители объяснили, можно ли жениться на крестной своих детей

Вопросы церковного брака, выбора крестных и поведения в храме остаются одними из самых популярных у православных верующих. «ФедералПресс» рассказывает, что говорят священнослужители о возможности создания семьи с крестной матерью собственных детей, может ли атеист быть восприемником и как правильно вести себя в храме.

Можно ли жениться на крестной своих детей

Ситуация, когда крестный отец и крестная мать одного ребенка, будучи изначально чужими людьми, в процессе общения решают создать собственную семью, не редкость. Однако каноническая позиция Русской православной церкви на этот счет четкая и основана на правилах духовного родства.

Согласно документу «О канонических аспектах церковного брака», принятому на Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году, брак категорически запрещен между восприемником (крестным отцом) и матерью крестника, а также между восприемницей (крестной матерью) и отцом крестницы. Этот запрет восходит к 53-му правилу Трулльского собора и указам Святейшего Синода XIX века.

Запрет обусловлен тем, что в таинстве крещения между крестными родителями и кровными родителями ребенка возникает отношение духовного родства, которое в православной традиции приравнивается к кровному. Таким образом, брак рассматривается как брак между близкими родственниками. Исторически это правило сложилось в эпоху, когда у ребенка был только один восприемник того же пола, что минимизировало саму возможность подобных отношений, пишет издание «Пронедра».

Важно отметить, что прямой запрет касается лишь пар «крестный отец – кровная мать» и «крестная мать – кровный отец».

Брак между самими крестными одного ребенка (кумом и кумой) канонически не запрещен, но требует особого разрешения правящего епископа. Для его получения необходимо подать прошение, которое будет рассмотрено епархиальной канонической комиссией. Если иных препятствий не найдется, епископ может дать благословение на такой брак.

Может ли атеист быть крестным

Роль крестного родителя в православии далеко выходит за рамки формального участия в обряде и последующих подарков на день рождения. Восприемник – это духовный наставник, поручитель за веру крещаемого и человек, обязанный принимать активное участие в его христианском воспитании. Именно поэтому церковь предъявляет к кандидатам строгие требования.

Крестным обязательно должен быть крещеный православный христианин, ведущий церковную жизнь, разделяющий догматы веры и понимающий свою ответственность. Атеист, по определению отрицающий существование Бога, не может взять на себя обязанности по духовному воспитанию ребенка в православной традиции. Его участие в таинстве будет формальным и лишенным внутреннего смысла.

Священнослужители проводят аналогию с родительскими правами: если кровные родители не выполняют своих обязанностей, их могут лишить прав. Так и крестный, не верящий в Бога, не может исполнять свою главную функцию. Его присутствие в этом качестве во время таинства противоречит самой его сути. Церковь не признает такого крестного, даже если социальные и дружеские связи между семьями остаются крепкими. Выбор в пользу неверующего человека, пусть и самого близкого друга, свидетельствует о непонимании родителями смысла таинства крещения.

Как вести себя в храмах

Соблюдение простых правил помогает не только избежать неловкостей, но и создать необходимую атмосферу для себя и окружающих.

Внешний вид. Традиционно женщины входят в храм с покрытой головой и в одежде, скрывающей плечи и колени. Мужчины, напротив, снимают головной убор. Одежда должна быть чистой и опрятной, невызывающей и неоткровенной.

Телефоны и разговоры. Перед входом мобильные устройства следует перевести в беззвучный режим.

Время визита. Если цель – поставить свечи, написать записки, приложиться к иконам, лучше выбрать время, когда не идет служба. На саму службу, напротив, стоит прийти заранее, за 10–15 минут до начала.

Поведение во время службы. Не принято поворачиваться спиной к алтарю и ходить по храму без необходимости.

Не бойтесь спрашивать. Главное правило для новичка – не стесняться. Служители в лавке, дежурные у свечных ящиков или более опытные прихожане всегда с готовностью подскажут, что и как правильно делать.

Рекомендуем также прочитать на «ФедералПресс» о том, почему в православных храмах не сидят.

Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина

 

Ссылка на первоисточник
наверх