
Выделенные полосы вместо обычных, сужение дорог ради пешеходов, новые развязки вместо старых – транспортные реформы ЦОДД во Владивостоке постоянно оказываются в центре публичных споров. Урбанист Виталий Гречанюк объясняет, почему даже прогрессивные изменения встречают волну критики, какие решения действительно работают и почему «расширить дорогу» – не ответ на проблему пробок.
Споры по поводу новой развязки на Патрокле
Председатель совета ТОС «Патрокл – Сочинская» Виталий Гречанюк, сам проживающий в районе перекрестка Патрокла, однозначно оценил реконструкцию как успешную. По его словам, проект выполнил свою главную задачу – обеспечил безопасное движение в разных направлениях.
«Критика любых, даже очевидно позитивных изменений в улично-дорожной сети продиктована привычками людей. В итоге с точки зрения работника администрации кажется, что горожанам не нравится ни до, ни после изменений. Не работаешь – плохо, работаешь – тоже плохо, потому что они хотели как-то иначе.
Люди часто оперируют своим житейским опытом так, будто он подменяет профессиональные знания, они не оперируют нормативной базой и статистикой. Зачастую их аргументация стоит лишь на личных убеждениях, ни на чем не обоснованных», – прокомментировал эксперт.
Гречанюк отметил, что первоначальные сложности возникали до момента включения светофорного регулирования, однако после его запуска возмущения сошли на нет. Если раньше пробки были непредсказуемыми, то теперь даже в часы пик движение происходит с понятными и справедливыми интервалами.
По словам эксперта, в идеальных условиях для данного перекрестка и других подобных узлов больше подошла бы развязка типа «клевер».
Однако реализация таких решений возможна не везде – их внедрение ограничивается доступным пространством и кадастровыми границами участков.Реконструкция улицы Жигура
Здесь сузили проезжую часть в пользу расширения тротуаров, установили островки безопасности и бордюрные выступы. Эксперт рассматривает данный комплекс мер с точки зрения баланса между обеспечением комфорта пешеходов и возможным воздействием на пропускную способность транспортной артерии.
Как отметил Виталий Гречанюк, общий тренд модернизации дорог в последние годы одинаковый: помимо Жигура это были улицы Патрокла – Сочинская, Новороссийская, Североморская, Архангельская, а за год до них – Сафонова и Авроровская. На языке администрации и ЦОДД – это приведение ширины полос к нормативной.
«Что это значит? Избавление от полей асфальта с невнятным количеством полос. Их цель – создать четкое разделение, где полосы для движения, где карман для парковки, где карман для остановки. Для разделения используются физические преграды – островки, выступы и разметка», – пояснил урбанист.
В частности, на пешеходном переходе дорога сужается благодаря таким выступам, а также добавляется искусственная неровность – сам переход приподнят. Это делается для безопасности пешехода и концентрации внимания водителя – ему явно придется сбросить скорость в таком месте.
«Все критики «узких дорог» из числа автомобилистов могут проделать мысленное упражнение и представить, что дорогу пересекает близкий им человек, например, любимая бабушка», – добавил Гречанюк.
Эксперт пояснил, что замедление движения и образование пробок чаще всего вызваны не светофорами или шириной дорог, а неоднозначной организацией дорожного пространства и перестроением потоков. По его словам, основные проблемы возникают в местах сужения количества полос или слияния нескольких полос в меньшее количество. А простое расширение дороги на отдельном участке не приводит к ускорению общего транспортного потока на протяженных маршрутах.
Выделенные полосы на Некрасовском путепроводе
Выделенные полосы являются обязательным элементом для повышения скорости общественного транспорта, считает Виталий Гречанюк, поскольку без них автобусы вынуждены стоять в общих пробках. При этом он отметил, что эффективность таких полос зависит от соблюдения правил всеми участниками движения, включая самих водителей автобусов.
«Некоторые российские города проходили через подобные трансформации – это Москва и область, Белгород, Челябинск и другие. Ничего уникального в рецептах борьбы с пробками нет», – сказал урбанист.
Специалист также указал, что решение транспортных проблем требует комплексного подхода, который включает не только улучшение общественного транспорта, но и развитие пешеходной инфраструктуры, а также создание условий для использования средств малой мобильности. По его словам, велосипеды и самокаты перестанут вызывать раздражение у горожан только при условии развития соответствующей инфраструктуры.
Напомним, в октябре 2022 года во Владивостоке впервые началась практика с введением автобусных полос. Автомобилистам-нарушителям грозит административный штраф 2250 рублей.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Свежие комментарии