ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 сентября, ФедералПресс. Член Совета по правам человека Ирина Боровова сегодня выступает на Уральском онкологическом форуме для пациентов и их родных в Екатеринбурге. В беседе с корреспондентом «ФедералПресс» она рассказала о главных жалобах свердловских онкобольных.
«Главная проблема – недостаточность финансирования на закупку лекарств.
Екатеринбург здесь не лидирует, по всем регионам есть такая ситуация», – сообщила Боровова.По ее словам, в федеральных центрах пациентам нередко назначают лекарства, которые не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, а иногда даже не зарегистрированы в России. В таких случаях лечение может обходиться в 10–20 млн рублей в год, и регион оказывается «поставлен в неприятную ситуацию».
Другой системной проблемой Боровова называет недостаточный объем диагностики. В Свердловской области среди онкологических заболеваний лидирует рак кишечника, который можно выявлять на ранних стадиях, если вовремя проводить колоноскопию.
«Как мы победили туберкулез ежегодной флюорографией, так и в Японии победили рак кишечника, когда ввели тотальную колоноскопию раз в год», – сказала член СПЧ.
При этом свердловчане нередко жалуются в фонд «Здравствуй», который возглавляет Боровова, на затягивание сроков диагностики – например, больницы могут отменять запись из-за поломок оборудования. Сотрудники фонда в таких случаях в ручном режиме выясняют, когда аппаратуру вернут в строй, или добиваются направления в другую клинику.
Еще одна проблема – недостаточный объем реабилитации. Некоторые пациенты после лечения нуждаются в особом отношении всю жизнь, но пока реабилитация доступна не всем.
«Например, после удаления гортани человека надо учить есть, разговаривать, дышать через отверстие, ухаживать за собой», – привела пример Боровова.
Самые тяжелые обращения связаны с паллиативными пациентами. Патронажная служба не может охватить всех умирающих, поэтому необходимо обучать их родственников навыкам ухода, а также создавать дополнительные койки в хосписах, считает правозащитница.
Наконец, Боровова предлагает создать социальную гостиницу рядом с онкодиспансером: это удешевит лечение, поскольку позволит пациентам не лежать в стационаре, а приходить в диспансер только на определенные процедуры.
Среди достижений Свердловской области Боровова назвала разработку системы, которая определяет генетические предикторы рака. Например, здоровые женщины, у которых есть такие предикторы для рака молочной железы, будут проходить более тщательные ежегодные обследования. Это серьезно удешевит лечение: на самых ранних стадиях от новообразования можно избавиться за одну процедуру, тогда как опухоль обходится в миллионы рублей.
В целом Боровова считает, что в Свердловской области сложился консенсус врачей, пациентов, организаторов здравоохранения, законодательной и исполнительной власти. В качестве примера она привела Свердловский онкодиспансер: если еще 8–9 лет назад это было «серое здание, в котором толпы людей сидели на чемоданах», то теперь оно отремонтировано, а новая система приема позволяет избегать очередей.
«ФедералПресс» напоминает, что ранее Свердловская область получила федеральные деньги на закупку оборудования для лечения рака.
UPD: В свердловском минздраве, мягко говоря, удивлены словам эксперта о дефиците препартатов для онкобольных.
«В регионе пациенты, страдающие онкологическими заболеваниями, обеспечиваются лекарственными препаратами на амбулаторном этапе лечения за счёт бюджетных средств и в условиях стационара — за счёт средств ОМС. Обеспеченность лекарственными препаратами на всех этапах достаточная. Все необходимые препараты закуплены своевременно. Запас лекарственных препаратов составляет четырехмесячную потребность. Необеспеченные льготные рецепты отсутствуют. Обращения пациентов с онкологическими заболеваниями по вопросам лекарственного обеспечения в Министерство не поступали», – прокомментировали в минздраве.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Свежие комментарии