До выборов президента России остается ровно 150 дней, уже 17 марта 2024 года пройдет финальный день главной кампании страны. Эксперты сходятся во мнении, что каких-либо оппонентов у Владимира Путина нет, но есть важный момент – какой процент составит его поддержка в регионах, насколько высокой будет явка.
Регионы могут понести неформальную ответственность за провал кампании. «ФедералПресс» разбирался, какой процент был на прошлых выборах президента и кто понесет ответственность за провал.До выборов президента России остается ровно 150 дней, уже 17 марта 2024 года пройдет финальный день главной кампании страны. Эксперты сходятся во мнении, что каких-либо оппонентов у Владимира Путина нет, но есть важный момент – какой процент составит его поддержка в регионах, насколько высокой будет явка. Регионы могут понести неформальную ответственность за провал кампании. «ФедералПресс» разбирался, какой процент был на прошлых выборах президента и кто понесет ответственность за провал.
В 2018 году на выборах президента (первых после возврата в состав России) Севастополь на 90,19 % проголосовал за Владимира Путина, Крым показал результат выше 92,15 %. Явка составила 71,44 % и 71,47 % соответственно. Ряд источников «ФедералПресс» обращает внимание, что в 2024 году «рекомендованную» планку по явке на уровне 80–85 % полуостров может и не выполнить.
Политолог Сергей Кулагин обращает внимание, несмотря на то что официально президентская кампания еще не стартовала, в регионах Юга России достаточно активно готовятся к важнейшему политическому событию страны. Идет активный поиск представителей общественных штабов поддержки главного кандидата, ведутся консультации.
«Южные достаточно консервативны в рамках поддержки федерального центра в этой связи они продемонстрируют высокую избирательную явку и подавляющее большинство выразит поддержку главному кандидату. В частности, самую высокую активность продемонстрируют национальные регионы СКФО, новые регионы. Здесь особых сюрпризов не ожидается», – считает Сергей Кулагин.
Однако эксперт отмечает, что в ряде регионов из-за социально-экономического положения и имиджевых провалов глав могут создаться условия протестного голосования. Речь идет о субъектах, где от глав субъектов у населения выработалась усталость, а постоянные коррупционные скандалы и проблемы в социальной сфере могут стать драйвером для явки избирателей ниже, чем по округу, и высокого уровня протестного голосования (поддержки КПРФ до 15 %).
«Низкая избирательная явка и поддержка основного кандидата являются одними из ключевых показателей эффективности одобрений деятельности в том числе глав субъектов. Для тех руководителей, где осенью 2024 года предстоит переизбрание управленческого корпуса (Крым, Ингушетия, Волгоградская область, Ставропольский край), президентская кампания станет маркером для дальнейшего доверия со стороны президента», – подытожил Сергей Кулагин.
Если говорить о Кавказе, то явка и процент за Владимира Путина в 2018 году были следующими: Карачаево-Черкесия за Владимира Путина 87,64 % при явке в 87,41 %; Кабардино-Балкария 93,38 % при 91,8 %; Чечня 91,44 % при 91,54 %; Дагестан 90,77 % при 87,48 %; Ингушетия 83,17 % при 81,96 %; Северная Осетия 81,51 % при 89,99 %; Ставропольский край 80,55 % при 73,85 %.
Политический обозреватель Андрей Кошик, говоря о ЮФО и СКФО, отмечает, что мартовские выборы окажутся максимально управляемыми и прогнозируемыми.
«Очевидно, что среди не только системной, но и стремительно маргинализировавшейся несистемной оппозиции вряд ли кто-то способен составить реальную конкуренцию главному кандидату», – считает эксперт.
По его мнению, единственной проблемой регионов станет создание хоть какой-либо явки, так как предсказуемость выборов и политическая апатия россиян могут сделать ее минимальной, а для подтверждения легитимности главного кандидата необходим высокий процент проголосовавших.
«И здесь избиркомы столкнутся с двоякой проблемой: с одной стороны, нужна будет явка, с другой, ее рост приведет именно к протестному голосованию. Особенно высоким оно может быть в бедных республиках Северного Кавказа, уровень жизни в которых снижается. Если в Чечне почти 100 % за главного кандидата не вызывают сомнений, то в соседнем Дагестане измученные хроническими коммунальными проблемами люди могут голосовать иначе», – обращает внимание Андрей Кошик.
Он считает, что именно поэтому и ряд будущих кандидатов сделают все, чтобы за них не пришли и не проголосовали, кампания ожидается очень блеклой и неактивной. По мнению Андрея Кошика, поднять явку возможно только при обсуждении в ходе агитационной кампании реально волнующих жителей проблем, в том числе связанных с продолжением СВО, коррупцией, уровнем жизни и другими острыми вопросами. Но говорить об этом кандидаты и их доверенные лица в регионах вряд ли будут, подчеркивает эксперт.
В ЮФО в 2018 году на выборах президента активность была значительно меньше, чем на Кавказе. По регионам: Волгоградская область за Владимира Путина 77,56 % при явке в 68,14 %; Краснодарский край 81,35 % при 77,87 %. Астраханская область 76,95 % при 60,42 %; Ростовская область 78,97 % при 67,44 %; Калмыкия 81,66 % при 69,95 %; Адыгея 81,17 % при 74,31.
Политолог Ольга Грабовец подчеркивает, что ответственными за реализацию президентской кампании в регионах станут губернаторы и представители внутриполитического блока. Главными KPI традиционно станет явка и количество голосов за главного кандидата, если какой-то из показателей будет провален, то вся ответственность ляжет на внутриполитический блок.
«Выборы этого года в регионах стали практически подготовительными к президентской кампании. Уже сейчас более-менее понятно, какие субъекты справятся, а какие могут провалить поставленные федеральным центром задачи. В случае провалов мы сможем увидеть кадровые ротации на местах. Чтобы избежать подобных инцидентов, многие регионы начали подготовку заблаговременно. И это единственный и правильный подход», – считает эксперт.
Руководитель «Центра политических исследований и технологий» Григорий Киселев также отмечает – подготовка к президентской кампании в регионах активно началась.
«Главным показателем успешной готовности будет итоговая явка и количество голосов. Ответственными за эти показатели станут руководители внутриполитических блоков на местах», – подчеркивает эксперт.
По его мнению, если говорить о Юге, то традиционно высокий уровень избирательной активности будет зафиксирован в Краснодарском крае.
«Перспективы протестного голосования также сведены к нулю. В большинстве общество поддерживает курс действующей государственной политики. Представители оппозиции покинули страну после начала спецоперации, поэтому какой-либо негативной риторики и попыток срывов голосования быть не должно. В любом случае успешность избирательного процесса в регионах зависит от подготовки, которую нужно начинать заранее», – подытожил Григорий Киселев.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Свежие комментарии