Российская политическая элита вошла в фазу масштабных кадровых перестановок: Высшая квалификационная коллегия судей единогласно рекомендовала генерального прокурора Игоря Краснова на пост председателя Верховного суда. Его возможный переход запускает цепочку изменений в силовом блоке и полпредстве СЗФО: место Краснова в Генпрокуратуре может занять Александр Гуцан, а на пост полпреда прочат Дмитрия Козака.
От следователя до главы Верховного суда Игорь Краснов, которому исполнилось 49 лет, стал единственным претендентом на должность председателя Верховного суда РФ, подав заявление в последний день приема документов. Его кандидатура выглядит нетипичной для российской судебной системы – впервые за новейшую историю страны высший судебный пост может занять человек без судейского опыта, но с богатым багажом в следствии и прокуратуре. Уроженец Архангельска построил головокружительную карьеру: начинал следователем в прокуратуре в 1997 году, через десять лет перешел в Следственный комитет при Генпрокуратуре. При Александре Бастрыкине Краснов дослужился до заместителя председателя СКР, курируя всю следственную работу ведомства. В 2020 году президент Путин неожиданно предложил его на пост генпрокурора, где Краснов развернул масштабную кампанию по возврату в казну незаконно утраченных активов. В интервью «Интерфакс» в 2024 году Краснов сам говорил, что прокуратура вернула в собственность государства более 100 предприятий, оцениваемых в 1,3 трлн рублей. Переход Краснова в Верховный суд знаменует собой цепочку изменений в силовом блоке. Так, согласно инсайдам газеты «Ведомости», нас ждет следующая комбинация: полпред СЗФО Александр Гуцан готовится вернуться к прокурорским делам, замруководителя АП Дмитрий Козак – занять место Гуцана.
Возвращение в родные стены Александр Гуцан, которому исполнилось 65 лет, представляет собой классический пример системного юриста. Выпускник юрфака ЛГУ 1987 года, он был однокурсником Дмитрия Медведева, Константина Чуйченко и Николая Винниченко – будущих ключевых фигур российской правовой системы.31 год Гуцан проработал в органах прокуратуры, из них 11 лет – на посту заместителя генпрокурора при Юрии Чайке. Политконсультанты характеризуют его как «дотошного, аккуратного и осторожного» человека, приверженца строгого следования законодательству. В его биографии есть громкие дела: например, Гуцан выступал гособвинителем по делу эколога, капитана 1-го ранга Александра Никитина, обвиняемого в госизмене, и требовал для него 12 лет заключения (Никитин был оправдан). С 2018 года Гуцан занимает пост полпреда в СЗФО, где зарекомендовал себя как эффективный управленец. Его возвращение в Генпрокуратуру на высший пост выглядит как логичное завершение карьеры опытного прокурора, знающего систему изнутри и способного обеспечить преемственность курса Краснова. Переход в полпреды Наиболее интригующей фигурой в комбинации выступает Дмитрий Козак, которому 66 лет. Он – один из самых опытных и влиятельных государственных менеджеров. Уроженец украинского села Бандурово, он прошел путь от прокурора Ленинградской прокуратуры до заместителя председателя правительства РФ. Козак – человек из ближнего круга Владимира Путина с момента работы в мэрии Санкт-Петербурга в 1990-е годы. Он участвовал в разработке первого устава города, был вице-губернатором Северной столицы, а после начала президентства Путина стал одним из ключевых архитекторов федеративной реформы и создателем знаменитого «плана Козака» по урегулированию приднестровского конфликта.
С 2020 года Козак занимает пост заместителя руководителя АП президента – курировал вопросы интеграции на постсоветском пространстве и отношения с Украиной. Его возможное назначение в СЗФО рассматривается экспертами как возвращение в публичную политику и сигнал о повышенном внимании федерального центра к стратегически важному региону, граничащему с НАТО. О чем говорит трансфер Эксперты подчеркивают, что происходящие перестановки в силовом блоке стоит рассматривать не как «игру башен», а как часть логики главы государства по обновлению управленческой системы. По мнению политолога Сергея Старовойта, президент действует как руководитель крупной корпорации: задача состоит в том, чтобы избежать застоя и обеспечить развитие ключевых сфер. Смена кадров в силовых структурах, по его словам, отражает курс на оптимизацию и совершенствование управленческих механизмов. «Сейчас Россия входит в цикл 2026 года – очень важный для страны, когда произойдет формирование нового созыва Государственной думы. Поэтому ротации будут на всех уровнях – увидим ротации на уровне силовиков, губернаторов, возможно, какие-то изменения в правительстве. Это нормальный процесс донастройки и оптимизации», – отметил Старовойтов в беседе с «ФедералПресс». Политолог Сергей Маркелов, в свою очередь, обратил внимание, что система власти в России всегда находится в состоянии ротации. Он подчеркнул, что во многом перестановки стали следствием форс-мажора, вызванного смертью председателя Верховного суда Ирины Подносовой, и поэтому приобрели более резкий характер. По его оценке, назначение Краснова в Верховный суд выглядит скорее как вариант поощрения: он честно отработал на посту генпрокурора, но не имел собственной команды и не был встроен в сложные аппаратные комбинации. Для него это переход в более спокойную сферу, где можно оставаться надолго. Гуцан, по мнению Маркелова, напротив, усиливает свои позиции: возвращение в Генпрокуратуру для опытного прокурора означает отраслевое укрепление. При этом политолог уточняет, что политический вес поста полпреда выше, чем у генпрокурора, поэтому его усиление скорее профессиональное, чем политическое. «Полпред – это более политическая история, тем более, когда речь заходит о СЗФО», – отмечает Маркелов. Что касается Козака, то его перемещение Маркелов расценивает как признак аппаратной усталости: ключевые вопросы внешнеполитического блока, которые он курировал, стали более конфликтными, и переход на пост полпреда можно считать своего рода компромиссным решением. В целом, эксперты сходятся во мнении, что перестановки носят системный характер и отражают общую тенденцию – настройку кадрового состава власти под новые задачи, а также желание сохранить баланс в элите без резких перекосов. Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru
Свежие комментарии