15 декабря 2024 года в Керченском проливе произошел один из крупнейших в истории России разливов нефтепродуктов: два старых танкера «Волгонефть» потерпели крушение во время шторма, вылив в море несколько тысяч тонн мазута. В материале – подробная хронология ЧП, фотографии, оценки экологов и экономистов, масштабы ущерба, комментарии волонтеров и планы по ликвидации последствий.

Для ликвидации последствий разлива применяется тяжелая строительная техника. Фото: Артур Сляднев, Иван Дегтянников
15 декабря 2024 года в Керченском проливе произошел один из крупнейших в истории России разливов нефтепродуктов: два старых танкера «Волгонефть» потерпели крушение во время шторма, вылив в море несколько тысяч тонн мазута. В материале – подробная хронология ЧП, фотографии, оценки экологов и экономистов, масштабы ущерба, комментарии волонтеров и планы по ликвидации последствий.
Момент трагедии
Экологическая катастрофа в Керченском проливе произошла 15 декабря 2024 года: во время шторма потерпели крушение два танкера класса «Волгонефть» – «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие мазут. Один из танкеров раскололся пополам, второй сел на мель у побережья Тамани; экипажи из 27 человек были эвакуированы, один моряк погиб. В море вылилось большое количество топлива – по первоначальным оценкам от 2,4 до 4 тыс. тонн мазута из общей партии в 9,2 тыс. тонн.
Позже эксперты и СМИ отмечали: оба танкера были значительно старше рекомендованного срока эксплуатации. «Волгонефть-212» была построена в 1969 году, а «Волгонефть-239» – в 1973 году, что означает превышение нормативного срока службы на 10–15 лет. Изношенность конструкций могла способствовать их разрушению под воздействием экстремальных погодных условий. К тому же оба танкера вышли в море, несмотря на действующие сезонные ограничения на плавание в акватории Керченского пролива. Позднее в Росприроднадзоре РФ назвали общую сумму ущерба, которая была предъявлена судовладельцам танкеров: она составила 84,943 миллиарда рублей.
Первые дни
В первые дни после катастрофы реакции властей и общества развивались стремительно. Поначалу масштабы бедствия были неочевидны. Однако уже утром 17 декабря стало ясно, что мазут достиг берегов – на пляжах близ Анапы обнаружились черные масляные пятна. В тот же день власти экстренно ввели режим ЧС в семи прибрежных населенных пунктах, включая Анапу. На берег прибыли профессиональные спасатели: отряд «Кубань-СПАС», специалисты ФГБУ «Морспасслужба» и МЧС России. К концу дня развернули группировку из 267 человек и 50 единиц техники для срочной локализации последствий. Одновременно ситуация широко освещалась в СМИ и социальных сетях: фотографии покрытых нефтью пляжей и пострадавших птиц побудили многих людей откликнуться на бедствие.
К 17 декабря нефтепродукты загрязнили десятки километров береговой полосы. Глава Краснодарского Края Вениамин Кондратьев сообщил, что мазутом покрыт участок побережья от поселка Веселовка до станицы Благовещенской. В Анапе и Темрюкском районе сразу же был создан оперативный штаб и начата масштабная очистка берега. Местные власти на местах – администрации Анапы, Темрюка и других городов – организовали работы по сбору мазута, привлекли коммунальную технику и выпускали оперативные сводки о ситуации.
Уже 18 декабря Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела: капитанов обоих танкеров обвинили в нарушении правил эксплуатации транспорта, повлекшем тяжкие последствия.
Крушение судов и последовавший разлив были квалифицированы как чрезвычайная ситуация федерального масштаба, что подчеркнул и президент Владимир Путин, назвав случившееся «экологической бедой» и одним из самых серьезных вызовов для экологии России последних лет.
«Это, конечно, беда экологическая. <…> Почему я говорю о том, что это беда большая и катастрофа? Потому что почти 40 % топлива вытекло, это совершенно очевидно», – сказал президент.
Добровольцы приезжают на Юг
Сообщения о бедствии вызвали беспрецедентный приток добровольцев. Уже к 21 декабря на побережье работали свыше 6 тысяч человек – сотрудники экстренных служб, местные жители и волонтеры из более чем 30 районов края. Для их координации власти Кубани развернули волонтерские штабы, организовали для помощников трансфер к наиболее пострадавшим участкам (например, к поселку Веселовка) и открыли пункты обогрева, питания и выдачи инвентаря. Тысячи людей в защитных комбинезонах вручную сгребали пропитанный нефтью песок и собирали его в мешки.
В поселке Витязево был организован пункт реабилитации, где добровольцы совместно с ветеринарами очищали пернатых от мазута и проводили их лечение.
Активное участие приняли и местные предприятия: сотрудники ряда компаний вышли на уборку в качестве волонтеров. В частности, помощь оказывали работники крупных портовых терминалов и промышленных организаций Таманского полуострова – ОТЭКО, ЭФКО, а также ГУП «Кубаньводкомплекс», «Кубань Вино» и других компаний. Эти предприятия предоставили людей, технику, мешки для сбора мазута и другие материалы. Благодаря совместным усилиям к вечеру 20 декабря удалось очистить свыше 26 км береговой линии и собрать около 4,2 тыс. тонн загрязненного грунта.
«То, что произошло с этими танкерами, – настоящая катастрофа: пострадали люди, море выносит мазут по всему побережью. Мне очень нравится отдыхать в Веселовке, поэтому я просто не могу оставаться в стороне, когда нужна помощь. Уборка осложняется тем, что на уже очищенный песок море выносит все новые и новые сгустки. Но оставлять это так нельзя, мы просто не можем опустить руки, ведь очень хочется вернуться сюда летом, чтобы купаться в чистом море и загорать на чистом пляже», – рассказывал тогда местный житель, работающий промышленным альпинистом в строительном подразделении оператора морских терминалов ОТЭКО, Адам Исрафилов.
«Вопросов ехать – не ехать на уборку мазута даже не возникало, многие сотрудники сразу откликнулись, компания все оперативно организовала, я тоже решил записаться. Считаю, что в такой ситуации, если есть возможность помочь сохранению нашей природы и пляжей, где мы все проводим время, надо это сделать. Компания выделила транспорт, выдала СИЗы, лопаты, мешки – все необходимое», – сказал специалист по безопасности на железнодорожном транспорте Дмитрий Юферев.
К 24 декабря число участников в специально созданной группе в Telegram превысило 86 тысяч человек. Помочь откликнулся буквально каждый регион России.
Создание оперативного штаба и меры ликвидации
Для координации работ по ликвидации катастрофы были задействованы штабы на региональном и федеральном уровнях. 17 декабря в Краснодарском крае начал работу краевой оперативный штаб под руководством губернатора и главы регионального управления МЧС.
Параллельно, по поручению президента РФ, на федеральном уровне была сформирована правительственная рабочая группа: 18 декабря премьер-министр Михаил Мишустин объявил о создании штаба по ликвидации последствий ЧП во главе с вице-премьером Виталием Савельевым.
В состав этой группы вошли представители Минтранса, МЧС, Минприроды, Росморречфлота и других ведомств, а также руководители затронутых регионов. Штабу было поручено в кратчайшие сроки разработать план действий – уже к 23 декабря был подготовлен комплекс мер по очистке и предотвращению дальнейшего распространения мазута.
С первых дней применялись экстренные меры для сдерживания разлива. В акватории Керченского пролива вокруг мест аварии оперативно установили боновые заграждения общей длиной не менее 400 м. Спасательные суда и береговые команды собирали нефтяную пленку с поверхности воды при помощи скиммеров и применяли сорбенты.
20 декабря водолазы зафиксировали, что из затонувшего танкера «Волгонефть-212» продолжает вытекать мазут. На этом участке дополнительно развернули боновые заграждения и к концу дня сумели собрать около 10 тонн нефтесодержащей смеси. Одновременно свыше 7,5 тыс. кв. км акватории обработали специальным биосорбентом – именно такой объем воды к тому моменту покрывали радужные разводы мазута.
За ходом разлива велось постоянное наблюдение: ситуацию отслеживали с воздуха и через спутниковый мониторинг. По данным дистанционного зондирования, уже 19 декабря в проливе фиксировались крупные нефтяные шлейфы длиной до 25 км, а в последующие дни изображения спутников Sentinel-1 и RCM показали разнос пленки вдоль побережья от Тамани до Анапы, а затем – в сторону Крыма в зависимости от изменения ветра.
Для контроля ситуации были задействованы совместные группы специалистов МЧС, Росприроднадзора и военных экологов. К концу декабря вдоль побережья Кубани работали 18 наземных групп мониторинга, а в море – несколько патрульных катеров и беспилотники. Регулярно отбирались пробы воды, почвы и воздуха. Благодаря этим мерам удалось своевременно обнаруживать новые очаги загрязнения и оперативно их устранять. Так, 26 декабря первые маслянистые пятна были замечены на побережье южного Крыма, после чего силы МЧС были переброшены и на этот участок берега. К началу января власти задействовали также спутниковые снимки Роскосмоса: изображение от 10 января зафиксировало огромное пятно мазута длиной не менее 25 км, пересекающее пролив, а также второе – около 6 км длиной.
Вторая утечка
После новогодних праздников интенсивность работ стабилизировалась. За три недели вывезли десятки тысяч тонн отходов, и к 11 января сообщалось о 157 тыс. тонн загрязненного песка и грунта, убранных с пляжей Анапы и Темрюкского района.
Но несмотря на предпринятые меры, часть мазута оставалась внутри затонувших судов, представляя угрозу новых утечек. Опасения экологов оправдались: 10 января 2025 года при обследовании кормовой части танкера «Волгонефть-239», севшего на мель в 70 метрах от мыса Панагия, где находятся глубоководные морские терминалы компании «ОТЭКО» в порту Тамань, специалисты обнаружили сильный выброс нефтепродуктов. Из трещины в корпусе агрессивная среда начала вымывать остатки мазута, образовав на воде пятно площадью около 2,8 тыс. м². Факт нового разлива зафиксировали представители Минтранса и оперативного штаба, что подтвердило необходимость срочных дополнительных мер.
Для ликвидации нового пятна немедленно задействовали дополнительные ресурсы. К месту утечки у берега Тамани стянули боновые заграждения, локализуя распространившийся мазут. Поверхность воды обработали биосорбентами, чтобы впитать как можно больше нефтепродуктов. Одновременно оперативный штаб организовал наземный подъезд к аварийному судну: силами многочисленной техники и персонала ОТЭКО была проложена временная дорога к месту крушения и проведена полная обваловка корпуса танкера – вокруг затонувшей части судна возвели земляной вал для сдерживания топлива. Это позволило подвести тяжелую откачивающую технику непосредственно к судну. Собранные нефтепродукты бесперебойно вывозились на площадки ОТЭКО, а затем железнодорожными составами транспортировались к местам утилизации: в один вагон помещалось около 11 самосвалов мазута. В течение трех дней основная масса вылившегося мазута была собрана – за 10–13 января спасатели вычерпали с воды и из трюмов около 1,2 тыс. тонн нефтесмеси. По данным МЧС, повторное пятно удалось устранить к 13 января и предотвратить его разрастание.
К 26 января спасатели отчитались об успешном завершении основных работ по откачке топлива – из затонувшего танкера «Волгонефть-239» извлекли порядка 1,5 тыс. тонн мазута, оставшегося в его емкостях.
Согласно информации, озвученной на заседании правительственной комиссии для координации работ по ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе 21 марта заместителем председателя правительства РФ Виталием Савельевым, фрагменты затонувших танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» утилизируют в четыре этапа.
Сначала с них срежут выступающие элементы конструкций, чтобы поднять на поверхность. Затем оставшиеся на глубине до 20 метров фрагменты судов оградят защитными конструкциями. После этого необходимо будет удалить мазут из фрагментов под куполами – эта задача сейчас обсуждается. И, наконец, части танкеров и защитных элементов поднимут на сушу. Полностью соответствующие работы завершатся в 2026 году.
Влияние на экосистему и экономику
Всего, по данным МЧС РФ, на 14 марта 2025 было очищено около 392 км береговой линии, в том числе повторно, собрано более 150,5 тыс. тонн загрязненного песка и грунта, при этом вывезено на площадки временного хранения свыше 110 тыс. тонн, просеяно вибрационной установкой порядка 53,6 тыс. тонн. С использованием средств механизации водолазами собрано и поднято 14 тонн мазута. Остается угроза всплытия и выноса нефтепродуктов на берег после потепления.
В результаты катастрофы погибли животные и птицы, только в первые две недели в Анапе и Темрюкском районе от мазута спасли более 3,3 тыс. птиц, а впоследствии их количество выросло до 5,6 тыс. Среди них встречались редкие и охраняемые виды, включая хохлатых бакланов и чернозобых гагар. По состоянию на март на фоне начавшейся весенней миграции в центры реабилитации на черноморском побережье начался второй массовый наплыв диких животных, испачканных в мазуте. Большинство выловленных волонтерами замазученных птиц страдают от тяжелой анемии – результат отравления нефтепродуктами и стресса из-за неестественной ситуации.
Дельфины также сильно пострадали от разлива. По данным научно-экологического Центра спасения дельфинов «Дельфа», с 15 по 25 декабря на берегу Черного моря было найдено 21 мертвое животное. Среди пострадавших видов числятся черноморская афалина, белобочка и азовка (морская свинья), все они занесены в Красную книгу.
В экономическом плане последствия разлива также ощутимы, прежде всего для туризма и рыболовства – ключевых отраслей прибрежных районов. Курорты Анапы и Тамани столкнулись с репутационным ударом: новости о «черных пляжах» вызвали тревогу у потенциальных отдыхающих. Отельеры Анапы сообщили, что продажи туров на лето 2025 года в январе шли на 6–8 % хуже, чем годом ранее. По данным туроператоров, на отдельных курортах, фигурировавших в сводках о разливе, число ранних броней упало в 2,5 раза. По заявлениям Минприроды, уже к 2026 году планируется полностью восстановить рекреационную привлекательность побережья Анапы.
«Решим вопрос с финансированием и приступим к работам в четвертом квартале года – и завершим в мае 2026 года. Это как раз межсезонье, пройдем выбросы, которые ожидаем в апреле-мае, и работа техники на пляже не будет мешать отдыхающим», – доложил глава Минприроды Александр Козлов Владимиру Путину 24 января 2025 года.
Рыбная отрасль также испытала на себе влияние аварии, хотя сумела относительно быстро адаптироваться. Сразу после разлива азово-черноморский рыбопромысловый флот временно сменил районы лова, уходя от загрязненной акватории, – вылов рыбы в январе заметно снизился. В последующие месяцы, по мере стабилизации обстановки, промысел был восстановлен. Уже к началу марта 2025 года суммарный вылов рыбы в Азово-Черноморском бассейне достиг 10,8 тыс. тонн, что даже на 20 % превышает показатель прошлого года.
Экспертные мнения и прогнозы
Оценки масштабов последствий разлива мазута в Керченском проливе, эффективности ликвидационных работ и возможных системных изменений различаются. Однако все эксперты сходятся во мнении: катастрофа стала серьезным испытанием для экологической, экономической и правовой систем страны.
Экономист Михаил Беляев отмечает, что на рыбных и водных ресурсах вред от мазута скажется не сразу – эффекты проявятся с отложенным результатом, особенно при весеннем подъеме температур, когда остатки мазута со дна могут начать всплывать.
Беляев также предупреждает о долгосрочном ударе по курортной привлекательности региона: «Говорить о Черноморском побережье как о здравнице с блестящими перспективами становится все труднее», – отметил он в разговоре с «ФедералПресс».
Экономист указывает на высокие затраты на рекультивацию и очистку, а также на дополнительные расходы в случае загрязнения рыбы, которая может оказаться непригодной для употребления.
Элмурод Расулмухамедов, первый заместитель председателя центрального совета Всероссийского общества охраны природы, делает акцент на системных недостатках, вскрытых трагедией. Он подчеркивает, что, хотя часть пляжей уже очищена, на многих участках по-прежнему остаются мелкие фракции мазута и требуется выбор более эффективной технологии просеивания песка.
По его мнению, одна из главных причин аварии – совокупность технического состояния судов и низкой квалификации команд. Он предлагает:
-
создать систему управления морской безопасностью, аналогичную авиационной, с обязательным участием диспетчерских служб в принятии решений;
-
упростить и удешевить заход в порты для судов в шторм, чтобы не держать опасные грузы на рейде;
-
ввести обязательное оснащение танкеров боновыми системами, которые можно быстро сбросить в случае аварии;
-
пересмотреть порядок объявления режима ЧС – иногда эффективнее сначала ввести федеральный уровень и потом снижать его по мере стабилизации.
«Нельзя расплачиваться миллиардными убытками за то, что мы не совсем готовы к определенным условиям. Даже если суда устарели, компенсировать это можно опытом, системой и обучением», – подчеркивает эколог.
Профессор РАНХиГС, экономист Юрий Твердохлеб, в свою очередь, выразил уверенность в адекватности принятых мер и способности действующего законодательства справиться с подобными инцидентами. Он считает, что трагедия, несмотря на масштаб, была эффективно купирована: «Я думаю, что к пляжному сезону ситуация не будет критической… Мы достаточно успешно справились с этой бедой», – подчеркнул он.
Эксперт пояснил, что российское законодательство уже содержит все необходимые нормы для наказания виновных и предотвращения повторения подобных аварий. Главное, по его мнению, – качественная реализация этих норм.
Такой спектр экспертных оценок подчеркивает: в ходе ликвидации последствий удалось избежать катастрофического сценария, но долгосрочные риски остаются. И чтобы не повторять ошибок, необходимо не только очищать берега, но и менять подход к безопасности морских перевозок.
Фото: Артур Сляднев, Иван Дегтянников
Свежие комментарии