
Со всей России 24 октября православные съедутся во Введенский мужской монастырь в калужской деревне Оптина Пустынь, чтобы почтить память собора преподобных оптинских старцев. Как смиренные монахи стали всенародными батюшками и духовниками, как возрождалось русское старчество – на «ФедералПресс».
Зарождение старчества в Оптине Старчество в монастыре появилось в 1829 году.
Именно первые оптинские преподобные Лев, Макарий, Моисей и Антоний стояли у истоков возрождения в России древнего учения о внутреннем делании – очищении души от страстей (Русь переняла в X веке с христианством духовный опыт древних египетских пустынников. – Прим. ред.). До этого братия воспринимала монашеский подвиг не как борьбу с духовными страстями, а как внешнее делание: длительные службы, изнуряющий труд, земные поклоны, тяжелые вериги, строжайший пост, большое молитвенное правило. За святость и духовные подвиги Господь даровал старцам чудотворную сильную молитву, которая исцеляла, вразумляла и примиряла. Некоторые имели власть над бесами, как Макарий Оптинский. А у других был дар прозорливости: они могли видеть души людей, открывать тайны их жизни, то, в чем человек сам себе боялся признаться. При этом старцы могли узнать волю Божью, видеть не только судьбы людей, но и мира. После кончины духовника его место занимал другой монах, ученик. Всего в Собор оптинских преподобных включено 14 старцев обители. Предсказание о революции Старчество в обители не прерывалось более 100 лет (с 1829 по 1938 год). Но все изменила революция и новый богоборческий режим. «Старцы предсказывали, что Россию ждет великая беда, кровавая баня за грехи. Они говорили: кайтесь, пока не поздно, потому что скоро колокола замолкнут, храмы закроются, а вас перевешают за имя Христово», – сказал в одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачев. Предсказания сбылись. Последний старец из собора Оптинских преподобных – архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938). На долю этого настоятеля пустыни выпали годы богоборчества и гонений. Он стал свидетелем разорения и поругания святой обители, которая была центром духовного возрождения России. Архимандрит четыре раза сидел в тюрьме за веру. «Красные» расстреляли старца 8 января 1938 года и захоронили в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. После революции новые власти разграбили монастырь. Братьев изгнали, многих из них арестовали. На территории обители организовали сельхозартель. «Если бы до революции было пять таких Оптиных Пустынь по всей России, то они бы стянули к себе все умные силы народа и не дали бы бесноваться социалистическими идеями», – добавил Андрей Ткачев.Чудо оптинских старцев «Возникла благодатная монашеская обитель, где через имя Иисуса, божественную литургию, тайный подвиг монашеской молитвы, покаяние и смирение достигают реальной святости. Святые оптинские старцы в течение XIX и в начале XX века совершили в России духовный переворот», – отметил Андрей Ткачев. По словам батюшки, петровские реформы разобщили русский народ, возникла двухсотлетняя пропасть между знатными и простыми людьми. Образованные и властьимущие были далеки от народа, они смотрели на Запад. «В Оптиной Пустыне произошло чудо – в одном храме стояли мужик в лаптях, барин и философ. Старцы оптинские сумели соединить образованных и необразованных, богатых и бедных в единое стадо; и всех их слушали, любили и почитали. Старцам получилось привести к одному кресту, одному аналою, одной чаше, под одно благословение дворянина, графа, князя и крестьянина. Никому это больше не удавалось на Руси ни до, ни после. Они более ста лет утешали Русь», – отметил Андрей Ткачев. За духовными советами к оптинским старцам шли философы Владимир Соловьев и братья Аксаковы, Николай Гоголь, Федор Достоевский, Константин Леонтьев, Лев Толстой и многие другие. Федор Достоевский впервые в русской литературе описал феномен старчества в романе «Братья Карамазовы». Прототипом старца Зосимы считается Амвросий Оптинский. Именно у этого старца писатель нашел утешение после гибели младшего сына. «Первые главы посвящены Оптиной Пустыни и беседам старцев с людьми, монашеству, смирению, любви, покаянию и конечным судьбам мира. Достоевский писал роман, находясь под обаянием пустыни и святых людей, которые в ней жили», – отметил Андрей Ткачев.
Современные старцы Первое богослужение в Оптиной Пустыни состоялось в 1988 году, после 64 лет запустения. В обители начала возрождаться монашеская жизнь и древняя традиция старчества. Вековой духовный опыт удалось сохранить. Последним современный старец – схиархимандрит Илия (Ноздрин). Духовник братии и патриарха Кирилла отошел ко Господу 15 марта 2025 года на 94-м году жизни. Попрощаться с любимым батюшкой приехало более 10 тысяч православных со всей страны. Его духовные чада, ученики и все, кто с ним встречался, свидетельствуют о том, что он обладал дарами молитвы и прозорливости. После его кончины старчество в монастыре не прервалось. Этот подвиг продолжают опытные монахи, у которых много духовных чад. Все поколения оптинских старцев оставили после себя великое духовное наследие – в учениках, духовных чадах и святоотеческой литературе. «Все чувствовали себя у старцев, как дети на коленях у родного папы. Опыт Оптиной Пустыни нужно распространить по всей России. Каждый монастырь должен вырастить своего святого человека, который соберет всех вокруг себя, утешит и исцелит. Святые в каждом монастыре должны собрать под свое крыло весь наш бедный и дезориентированный народ, чтобы он познал, что истина – во Христе Иисусе», – заключил Андрей Ткачев. От крестьянского сына до духовника патриарха: кем был оптинский старец Илий (Ноздрин), читайте в материале «ФедералПресс». Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин


Свежие комментарии