
Цены на бензин близки к рекордным значениям, в отдельных регионах наблюдается дефицит: на АЗС ограничивают выдачу бензина. При этом в правительстве заявляют о контроле над ситуацией. О перспективах топливного кризиса и выходах из него «ФедералПресс» поговорил с экономистом, директором Института нового общества и руководителем Центра политэкономических исследований Василием Колташовым.
Василий, какие регионы больше всего подвержены риску топливного кризиса? Аграрные, дальневосточные, приграничные? Почему?
— Постоянно поступают разные сообщения из разных регионов, поэтому сложно составить какую-то картину. Но я вижу, что в центральном регионе, в столице проблемы с топливом нет: топливо имеется, очередей и волнений из-за возможного дефицита тоже нет.
Да, цены повысились. Но это сейчас происходит по всей стране. Вполне возможно, мы уже сейчас наблюдаем постепенно снижение дефицита, но с сохранением высоких цен – они останутся повышенными, и тому имеется немало причин.
Это и повышение тарифов в экономике в целом, и ожидания от повышения налогов, и удары БПЛА по нефтегазовым предприятиям, и в тоже время их текущий ремонт. В результате всех этих факторов стоимость бензина выросла на бирже, и, как следствие, местами возник дефицит. Я бы не сказал, что этот дефицит устойчивый – эта проблема будет решена, а вот проблема с его высокой ценой останется.
По вашей оценке, работают ли механизмы с ограничением экспорта бензина? Насколько такое ограничение (уже до конца года) ударит по бюджету?
— Запрет на экспорт бензина не дал нужного эффекта потому, что слишком много нефтеперерабатывающих предприятий одновременно оказались на ремонте.
В августе, в пик спроса. Поэтому мы получили пик цены и дефицит: рост спроса столкнулся с пониженным предложением.Раньше такие меры правительства влияли на рынок бензина, а теперь это не удалось. Правительство должно вмешаться в производственные процессы и решить, когда можно устраивать плановые ремонты НПЗ, а когда – нельзя. Так бы удалось избежать дефицита на пиковом спросе.
По всей видимости, решили, что ничего сделать нельзя и можно только поднять цены. Накладывают свой отпечаток на ситуацию и проблемы с экспортом нефти, и невысокая инфраструктура переработки сырья в собственный бензин. Стране обходим собственный независимый кластер нефтепереработки, полностью контролируемый правительством. Как в Индии, где 60% топлива производится на государственных НПЗ.
Может ли Россия компенсировать недостаток топлива импортом? У кого?
— Импорт топлива в достаточных объемах возможен из Китая, где нефтеперерабатывающий сектор развивался в последние годы на нашей нефти. Но в целом надо решать вопросы с собственной нефтепереработкой.
Мы видим, что цены на заправках растут. Возможно ли их снижение после стабилизации ситуации с топливом? Как считаете, пойдут ли на это компании, или сохранят цены для компенсации потерянного заработка?
— Небольшое снижение цен после стабилизации ситуации на рынке будет. Где-нибудь в октябре-ноябре. Но цены останутся на более высоком уровне, чем были до наступления этого бензинового кризиса, по целому ряду причин.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1
Свежие комментарии