Этот город называют студенческой столицей России, центром научного и технологического развития. Однако местные легенды открывают город совсем с другой, не научной, а мистической стороны. «ФедералПресс» собрал самые необычные мифы об этой региональной столице.

Легенды окутывают город с доисторических времен до сегодняшнего дня
Легенда о возникновении Томска
У сибирского хана Тояна было 77 жен, но ни одна из них не могла родить ему наследника.
В один момент он отдал приказ похоронить их всех заживо, оставив только красавицу Тому. Девушку заточили в неприступных горах Алатау. Только молодой раб хана Ушай знал путь ко дворцу. Гордый пастух решил поднять против Тояна восстание и, рассказав правду о злодеяниях хана, заручился поддержкой народа.Почуяв угрозу, хан обеспечил себя хорошей охраной и удачно скрывался долгое время. Тогда Ушай решил подстеречь Тояна в его горных владениях, у замка возлюбленной. Молодой пастух пригонял свое стадо под стены дворца, пел собственные песни, попутно продумывая план проникновения в крепость. Песни Ушая затрагивали душу Томы, и она плакала.
В один из приездов Тояна Ушай со своими людьми дождался ночи и ворвался в покои, но ошибся дверью и попал к заточенной девушке. Тома узнала молодого пастуха, запела его песни, ласково протянула руки, и Ушай забыл, зачем пришел во дворец, и упал в ее объятья.
С той поры люди отвернулись от Ушая. Куда бы он ни ступал, все превращалось в песок, к чему бы ни прикоснулся, все оборачивалось камнем. Потому что у измены нет оправданий. Постепенно окаменел Ушай, но из потухших глаз все текли и текли слезы ненависти, любви и страдания, раздвигая желтую корку земли.
А Тоян, узнав об измене жены, острым копьем ударил ее в грудь. Горячей рекой хлынула кровь Томы навстречу слезам Ушая. Два потока соединились в один – и возник город Томск.О Белом озере
Как ни странно, полные тезки вышеуказанных героев фигурируют в истории возникновения известного томичам Белого озера. Только Тома становится не женой, а дочерью хана Тояна, а Ушай – возлюбленный Томы – из пастуха превращается в воина.
Итак, Тоян в попытке объединиться против общих врагов пообещал дочь в жены богатому и сильному соседу хану Басандаю. Но Тома и слышать об этом не хотела, так как любила воина хана Басандая – Ушая.
Тоян оказался в ситуации выбора – и дочь свою обидеть не хотел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом опасности боялся. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов. Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя и был убит.
После гибели Ушая Басандай обрушил свои многочисленные войска на городок Тояна. Долго сдерживали натиск врагов жители города, но нежданно напали на них злые духи и принесли страшные болезни. Единственный путь к спасению – добровольная человеческая жертва, орошение кровью вод городского озера.
Велика была любовь Томы к своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у ее ног закипела и стала белой. Припали к воде изможденные болезнями люди и тут же исцелились. Они воспряли духом и отразили вражескую атаку. С тех пор озеро и называется Белым.
О пропавшем золоте
Эта история имеет частичное документальное подтверждение. Итак, в 1918 году войска белого генерала, участника Первой мировой и Гражданской войны Владимира Каппеля отбили у большевиков половину золотого запаса Российской империи – монеты с изображением Николая II.
Золото неоднократно перевозили, и в конечном итоге 39 ящиков с золотым запасом на сумму в 35 миллионов золотых рублей просто исчезли. Попыток найти золото было предпринято множество, но все они заканчивались провалом.
О судьбе потерянного клада спорят и по сей день: так, местный исследователь Владимир Курбатов уверен, что золотой запас частично находится на территории Томской области. Он утверждает, что большая часть золота была вывезена в Омск, а затем направилась во Владивосток. Другая часть его хранилась в Тобольске. Это самое золото отправили по Иртышу и Оби в Томск, что является документально подтвержденным фактом.
Легенда о Белом Царе
Эта история опубликована в журнале «Сибирский вестник» в 1896 году и повествует о добровольной гибели целого народа, населявшего территорию современного Томска.
В давние времена на территории Томской области обитал некий народ «чудь». Незадолго до появления в Сибири русских народ этот заметил, что в месте их обитания начали появляться мелкие березовые рощи. Удивилась «чудь» этому явлению и подумала: к чему бы это? Собрались все у князя Боголара, пригласили 124 шамана и приказали узнать, что им предвещает появление березового леса. Спустя время шаманы возвестили Боголару и «чуди», что появление белого леса предвещает великое несчастье: «Народится на свете Белый Царь, который будет лютее льва, а народ его хищнее тигра. Завладеет он нашим местом, похитит наше богатство и животных и самих нас пожрет живыми».
Предсказание это привело людей в ужас. Они стали думать, как избежать несчастья, и пришли к убеждению, что нужно любой ценой не столкнуться с Белым Царем.
Так, посовещавшись, народ решил похоронить себя заживо вместе с имуществом, чтобы ничто не попало в руки Белого Царя и его народа. Первый показал пример Боголар. Он построил навес на прочных столбах и на крышу наносил громадное количество камней и земли. Под навес он собрал всю свою семью, загнал скот, снес все имущество и свои сокровища, а затем подрубил столы и все похоронил под массой находившейся на крыше земли. Примеру своего князя последовали и все остальные – так исчезло с лица земли целое племя.
Собаки Баскервилей – новое прочтение
Еще одна легенда переносит нас в 90-е годы прошлого века. Она связана с университетской рощей и повествует о стае белых собак. Главная особенность этой своры в том, что она почти никогда не контактирует с людьми.
Легенда гласит, что это какие-то особенные собаки, то ли бывшие подопытные из бактериологической лаборатории «Вириона», то ли специально выведенные когда-то давно студентами биологического факультета ТГУ. Говорят, что в лихие 90-е, когда лабораторного материала не хватало, студенты биофака хотели отловить белую стаю на опыты. Стая, подобно тевтонской армии, выстроилась «свиньей» и, не разрушая строя, двинула в овраг за анатомическим корпусом, где и обитает до сих пор.
Ранее «ФедералПресс» делился вариантами летнего отдыха в Томске.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Свежие комментарии