
12 августа в России отмечают День Военно-воздушных сил. Более века назад в стране появились первые военные летчики, а сегодня небо защищают пилоты современных истребителей и бомбардировщиков. «ФедералПресс» рассказывает, как зарождалась военная авиация в России, как менялась ее судьба и как отмечают этот праздник сегодня.
Как появился День ВВС
Дата 12 августа выбрана не случайно. В этот день в 1912 году император Николай II распорядился создать воздухоплавательную часть Главного управления Генерального штаба. С этого момента вопросы военной авиации стали решаться централизованно, а российское небо получило первых профессиональных защитников.
В Советском Союзе отдельного Дня Военно-воздушных сил не было – отмечали День воздушного флота, посвященный в основном гражданской авиации. Лишь в 1997 году президент Борис Ельцин учредил профессиональный праздник военных летчиков.
Сначала он отмечался в третье воскресенье августа и часто совпадал с Днем воздушного флота. В 2006 году указом президента Владимира Путина за Днем Военно-воздушных сил закрепили постоянную дату – 12 августа.
Первые годы российской авиации
О военном применении воздушных судов в России задумались еще в XIX веке. В 1869 году речь шла об аэростатах, а первые самолеты появились спустя десятилетия. В начале XX века начали производить дирижабли и аэропланы, закупать зарубежные машины. Для подготовки пилотов офицеров отправляли на учебу во Францию, а по возвращении они обучали первых российских летчиков.
Большую роль сыграл великий князь Александр Михайлович – он возглавил Императорский военно-воздушный флот и стал инициатором создания офицерской авиашколы в Севастополе.
Уже в 1913 году авиаконструктор Игорь Сикорский построил первый в мире четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», а военный летчик, основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров прославился «петлей Нестерова» и первым воздушным тараном.Испытания войной
После революции Императорский флот был расформирован, а в 1918 году был создан Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот. В 1930-х годах в составе ВВС появились истребительная, бомбардировочная, штурмовая и разведывательная авиация.
В Великую Отечественную войну, в 1941 году, советские летчики понесли катастрофические потери, но уже к 1944-му добились господства в воздухе. За годы войны они уничтожили 57 тысяч самолетов противника, а более 600 пилотов совершили воздушные тараны. Асами стали легендарные летчики Иван Кожедуб (62 победы) и Александр Покрышкин (59 побед), трижды Герои Советского Союза.
От реактивной эры до наших дней
После войны начался переход на реактивную технику. В небо поднялись Як-15 и МиГ-9, позже на вооружение поступили МиГ-29, Су-27, Су-25, Ту-160. К концу 1980-х годов в СССР насчитывалось около 10 тысяч боевых самолетов, но после распада страны парк сократился в разы.
С конца 2000-х годов началась масштабная модернизация. В 2015 году ВВС объединили с войсками ПВО в Воздушно-космические силы. Сегодня на вооружении стоят Су-34, Су-35С, Су-30СМ, истребитель пятого поколения Су-57, а также современные беспилотники, которые активно применяются в боевых действиях.
Как празднуют День ВВС
12 августа по всей стране проходят построения и награждения, вручаются знаки отличия, проводятся встречи с ветеранами. На аэродромах в Кубинке и Жуковском организуют дни открытых дверей, показы боевой техники и выступления групп высшего пилотажа.
В городах, где есть авиационные части, устраивают концерты и выставки, а в музеях авиации – тематические программы. По телевидению показывают фильмы о военных летчиках. Поздравляют не только летчиков, но и инженеров, механиков, диспетчеров, ветеранов, курсантов и семьи военнослужащих.
Ранее «ФедералПресс» сообщал, что эффективность российских систем С-400, состоящих на вооружении Индии, подтвердилась после конфликта с Пакистаном.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Свежие комментарии