
Тема влияния архитектурного наследия на экономическое развитие городов, ставшая центральной на платформе «Росконгресс Урбан Хаб» в рамках ПМЭФ-2025, будет продолжена на предстоящем Восточном экономическом форуме в сентябре 2025 года, передает «ФедералПресс».
«Архитектура перестала быть просто визуальным фоном.
Она обладает значительным экономическим потенциалом: сбалансированность и ухоженность города напрямую влияют на его привлекательность для инвесторов и жителей. Предприниматели МСП отмечают, что качественная среда генерирует клиентский трафик – это взаимовыгодно. Хотя крупный бизнес уже участвует в развитии городов, необходимы программы для вовлечения малого и среднего бизнеса, видящего в этом потенциал для роста», – прокомментировала результаты исследования исполнительный директор НАФИ Людмила Спиридонова. Фонд «Росконгресс» и Аналитический центр НАФИ представили на ПМЭФ-2025 исследование «Архитектура как экономический ресурс. Влияние культурно-архитектурного кода на развитие городов». Исследование, основанное на опросах 5000 жителей 16 крупных российских городов и 500 представителей бизнеса, доказывает тесную связь между визуальным обликом города и его экономикой, туристической привлекательностью, потребительским поведением и развитием локального бизнеса. Ключевые выводы исследованияВлияние на инвестиции: подавляющее большинство респондентов (89 % бизнеса и 84 % горожан) признают, что визуальные характеристики среды серьезно влияют на готовность бизнеса вкладываться в городскую инфраструктуру.
Бизнес особо выделяет благоустроенные улицы, зеленые зоны, внешний вид зданий и эстетику вывесок, связывая их с ростом числа посетителей, чистотой, комфортом и улучшением логистики. Значимость уникальных объектов: наличие узнаваемых достопримечательностей, авторских проектов и креативных пространств повышает инвестиционную и туристическую привлекательность, стимулирует малый бизнес и самозанятость, что позитивно сказывается на имидже, экономике и качестве жизни города. Бизнес и локальная идентичность: половина предпринимателей активно используют в коммуникациях с клиентами отсылки к архитектуре и культурному контексту района, стремясь к идентификации с местной историей. Это создает основу для уникального позиционирования бренда и эмоциональной связи с аудиторией. Туристический фактор: 27 % жителей мегаполисов признались, что креативные пространства привлекают их в другие города как туристов. В своих же городах такие пространства посещали 68 % опрошенных.Архитектура как актив и рекомендации Исследование подчеркивает, что бизнес и инвесторы все чаще воспринимают архитектуру не только функционально, но и как культурный актив. Создание гармоничной и привлекательной городской среды становится действенным инструментом экономического роста, а не только способом повышения качества жизни. Выявленная взаимосвязь между средой и успешностью бизнеса требует переосмысления подходов к городскому планированию. Исследователи предлагают ряд рекомендаций для разработчиков мастер-планов:
Реставрация знаковых объектов и создание новых архитектурных акцентов. Снижение визуального шума через дизайн-стандарты фасадов и вывесок. Использование городской айдентики в витринах, коммуникациях и на сайтах бизнеса. Предоставление льготных условий аренды. Реализация совместных проектов с МСП в рамках креативных кластеров.
Дискуссия о роли культурного наследия в формировании современного облика и экономики городов будет продолжена на площадке «Росконгресс Урбан Хаб» в рамках деловой программы ВЭФ-2025. Фото: Росгонгресс / Евгений Лев
Свежие комментарии