На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ФедералПресс

24 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Хоть до одного дошло. Многие возмущаются только это кому-то нужно или паприка нашлаМилонов оценил вы...
  • Людмила Лепаева
    Мне больше нравятся как пели певцы в СССР у них в песнях была душа вложена сейчас таких нетСовременные артис...
  • Людмила Лепаева
    Всех выслать из страны пусть домой домойРоссийский военко...

Экономист о потолке цен на бензин: «Быстро создаст перекосы в реальной экономике»

Национальный автомобильный союз предложил ввести потолок цен на топливо, фактически ограничив их рост уровнем инфляции. Эта идея вызвана резким ростом стоимости бензина на российских автозаправках. О том, почему эта инициатива может привести к дефициту поставок, какие меры для сдерживания цен применяются сейчас и как сделать их более эффективными, «ФедералПресс» рассказала кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко:

«Если ограничить рост цен на бензин уровнем инфляции, эффект для потребителей будет позитивным в краткосрочной перспективе: темпы подорожания топлива «сгладятся». Однако в реальной экономике такая мера быстро создаст перекосы. Себестоимость переработки, логистика и налоговая нагрузка меняются быстрее, чем индекс потребительских цен.

В результате формируется разрыв между экономически обоснованной и разрешенной ценой, что обычно ведет к локальным дефицитам и снижению поставок в нерентабельные регионы.

Подобные схемы применялись в 2018–2019 годах – тогда они приводили к тому, что государству приходилось компенсировать нефтяным компаниям убытки через демпфер, чтобы избежать остановки поставок.

Если говорить о сегодняшнем уровне цен, то они в целом отражают рыночную ситуацию, хотя для потребителя выглядят завышенными. По данным Росстата, на 25 августа 2025 года средняя розничная цена бензина в России составила 62,08 рубля за литр, что на 6,38 % выше начала года – темп выше инфляции на тот момент (4,18 %). На 14 октября годовая инфляция оценивается около 8 %, а средние цены на бензин сохраняются в диапазоне 58–65 рублей за литр в зависимости от марки.

Важно понимать, что оптовые котировки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в октябре превышают 74 тыс. рублей за тонну по АИ-92 – то есть розница сейчас балансирует на грани рентабельности. Поэтому назвать цены «несправедливыми» нельзя – они в значительной степени отражают структуру издержек, хотя и требуют регулирования в части налоговой и экспортной составляющей.

На сегодня государство уже применяет комплекс мер, и их эффект заметен. Во-первых, действует продление запрета на экспорт бензина до 31 декабря 2025 года (для дизеля – частичные ограничения). Эта мера высвобождает дополнительные объемы для внутреннего рынка и стабилизирует оптовые цены.

Во-вторых, с 1 октября 2025 года введен мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу. Это означает, что компенсации нефтяным компаниям будут начисляться в полном объеме до мая 2026 года, даже если цены на внутреннем рынке временно превышают расчетные параметры. Демпфер – ключевой инструмент, который позволяет удерживать розничные цены, не допуская их резких скачков вслед за экспортной конъюнктурой.

Кроме того, сохраняются обязательные биржевые продажи: минимум 15 % бензина и 16 % дизельного топлива должны реализовываться на Санкт-Петербургской бирже. Сейчас обсуждается повышение норматива по бензину до 17 %, чтобы повысить прозрачность и ликвидность рынка.

Есть и точечные налоговые меры – например, освобождение от акциза зимнего дизельного топлива, полученного путем смешения вне НПЗ. Это снижает себестоимость в холодный сезон.

В дальнейшем государство может использовать плавающие акцизы – временно снижать их в периоды ценовых пиков и восстанавливать, когда рынок стабилизируется. Также целесообразно переходить от полного эмбарго к экспортным квотам и формировать сезонные резервы топлива, чтобы выравнивать баланс спроса и предложения.

Все эти механизмы в совокупности дают более устойчивый результат, чем механическое ограничение роста цен уровнем инфляции. Оно выглядит привлекательно с политической точки зрения, но на практике приводит к росту бюджетных расходов и риску дефицита на АЗС.

Таким образом рынок топлива сегодня регулируется в режиме «ручного управления», и это неизбежно в период турбулентности. Но главная задача государства – не фиксировать цены, а сглаживать колебания и поддерживать предсказуемость. Оптимальным остается сочетание демпфера, гибкого акцизного регулирования, прозрачных биржевых механизмов и адресных логистических мер».

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

 

Ссылка на первоисточник
наверх