6 декабря 1997 года в Иркутской области произошла трагедия, вызвавшая широкий общественный резонанс. Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», следовавший во Вьетнам для перевозки двух собранных здесь истребителей Су-27, потеряв управление, рухнул на жилой поселок Иркутск-2. В результате погибли десятки человек, в том числе воспитанники детского дома.
Спустя 27 лет «ФедералПресс» вспоминает о трагедии, которой могло бы и не быть.Как произошла трагедия Военный самолет Ан-124 «Руслан» был выпущен в 1985 году и изначально эксплуатировался авиакомпанией «Аэрофлот». 14 февраля 1988 года был передан ВВС СССР. Самолет был оснащен четырьмя двухконтурными трехвальными турбореактивными двигателями Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На день катастрофы самолет совершил 576 циклов «взлет-посадка» и налетал 1034 часа. Утром 6 декабря «Руслан» вылетел с аэродрома и направился в сторону Вьетнама. Помимо 9 членов экипажа, на борту находилось 14 пассажиров. В тот роковой день погода стояла благоприятная: мороз −20 градусов, штиль и видимость 3 тысячи метров. Одним словом, идеальные условия для полета, да и самолетом управлял довольно опытный экипаж.
командир воздушного судна – выпускник Барнаульского ВВАУЛ-77, подполковник Владимир Федоров, налетавший за свою богатую практику 2,8 тысячи часов; второй пилот – майор Михаил Брюханов – общий налет составлял более 4 тысяч часов; КВС-инструктор – подполковник Владимир Иванов; штурман – майор Александр Батяев; штурман – майор Анатолий Пристенский; Сстарший штурман-инспектор, заместитель главного штурмана ВТА – полковник Иван Сигарев (заслуженный военный штурман РФ); бортинженер – майор Иван Бессонов; бортинженер – майор Виталий Олефир; бортинженер – майор Иван Артюхин; бортрадист – старший прапорщик Андрей Ворошилов.
Кроме того, на борту были пассажиры, которые сопровождали груз: авиатехники и штурманы. В 14:42 по местному времени Ан-124 постепенно набирает скорость и едет по взлетной полосе, отрывается от земли, а затем глохнет третий двигатель. Прерывать полет было уже поздно, поскольку точка для принятия решения осталась далеко позади. Шесть секунд спустя на высоте 22 метра останавливается второй двигатель. И почти сразу же первый. Экипаж успевает сообщить диспетчеру об отказах двух левых движков. Владимир Федоров приказывает подчиненным перезапустить хотя бы один из них, и на этом связь прерывается. Самолет, идущий на одном двигателе, резко заваливается влево. Авиалайнер задевает крылом деревянный двухэтажный дом, разворачивается и врезается в кирпичную пятиэтажку, зацепив расположенный рядом детский дом. Надо сказать, что с момента отрыва Ан-124 от взлетной полосы и до крушения проходит всего 35 секунд. Один из жильцов того района вспоминал, что самолет упал в полной, оглушающей тишине. В итоге 1,5 тысячи тонн авиационного керосина мгновенно воспламеняются, огонь охватывает жилую пятиэтажку и стоящие неподалеку деревянные дома. Пожарные расчеты прибыли практически сразу, но вытащить из горящих зданий и из-под обломков самолета удалось далеко не всех. В ночь на 7 декабря в столицу Приангарья прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по ЧС Сергей Шойгу, а также оперативная группа МЧС. К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.
Хвост авиалайнера опирался на жилой дом. На следующий день после катастрофы было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены. Впоследствии то, что осталось от дома, разрушили обычными способами. Причины авиакатастрофы Для установления точных причин авиакатастрофы была создана экспертная комиссия. К сожалению, записи переговоров с двух бортовых самописцев извлечь не удалось. Они были сильно повреждены в результате пожара. Комиссия провела большую работу, однако точно установить причину последовательного отказа двигателей не смогла. Позже выяснилось, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера. Одна из версий крушения была выдвинута летчиком-испытателем Александром Акименковым. Он заявлял, что отказ двигателей мог произойти из-за звонка по китайскому радиотелефону пассажира. В результате мог произойти сбой электроники самолета и, как следствие, отказ двигателей.
Спустя много лет бывший руководитель службы безопасности полетов ВВС РФ, член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами и генерал-майор авиации Борис Туманов в одном из интервью отметил, что причиной катастрофы стал отказ трех двигателей в результате помпажа, вызванного их конструктивным дефектом – низкой газодинамической устойчивостью. По его словам, первый двигатель отказал через 6 секунд после взлета, второй – спустя еще 6 секунд, а через 2 секунды перестал работать и третий двигатель. Семьи, потерявшие в той авиакатастрофе родных и близких, получили от правительства единовременную материальную помощь в 20 минимальных заработных плат – порядка 1,7 миллиона рублей. Тем, кто стал инвалидом, не достигнув совершеннолетия, выдали компенсацию. Каждый пострадавший получил выплату за материальный ущерб. Всем, кто потерял родственников, деньги перечислялись в течение 1998 года. Оставшимся без крова была выделена 71 квартира. Эта авиакатастрофа в Иркутске стала одной из главных в истории современной России и крупнейшей по масштабу разрушений и жертв с данным типом самолетов. Память о трагедии в Иркутске-2 Сразу после авиакатастрофы дом № 45 по улице Гражданской, на который пришелся основной удар самолета, а также еще четыре деревянных многоквартирных барака было решено снести. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.
В октябре 1999 года храм распахнул свои двери для прихожан. В его фундамент заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли близких. Рядом с церковью установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Его украшают 72 хромированных подсвечника – именно столько людей погибло в той авиакатастрофе. Детский дом, тоже пострадавший в результате ЧП, был реконструирован в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей: ежегодно в день памяти здесь проходят митинги и литургии. Рекомендуем почитать материал, о крупных авариях, которые происходили в Сибири за последние годы. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1 Фото: pxhere.com; ФедералПресс / Евгений Поторочин, Татьяна Буторина
Свежие комментарии