Развитие системы средних специальных учебных заведений необходимо для сбалансированного развития рынка труда, считают эксперты. По мнению экономиста, общественного деятеля, генерального директора Национального агентства развития квалификаций Артема Шадрина, в стране высокий спрос на кадры инженерно-технического профиля:
«Если говорить о разнице в профессиональной подготовке выпускников СПО и вузов, она определяется содержанием образовательных программ. Образовательные программы колледжей ориентированы на подготовку по рабочим профессиям и специальностям среднего звена, тогда как выпускники вузов готовятся для работы, требующей более высокой квалификации – например по инженерным специальностям.
Таким образом, разница в содержании образовательных программ вполне очевидна.В настоящее время у нас наблюдается дефицит как инженерных кадров, так и промышленных рабочих, что создает напряженность на рынке труда, признаком чего является рекордно низкий уровень безработицы. В целом, сейчас спрос на кадры различных уровней квалификации остается неудовлетворенным.
Что касается взаимодействия работодателей и образовательных организаций, то оно наиболее ярко проявляется через участие работодателей в профессиональной подготовке студентов. Это, в частности, отражено в федеральных проектах «Профессионалитет», направленного на поддержку среднего профессионального образования и «Передовые инженерные школы» – для вузов.
Государство заинтересовано в максимальном вовлечении работодателей в разработку и реализацию образовательных программ, развитие партнерств между колледжами и работодателями. Например, в рамках проекта «Профессионалитет» государство софинансирует расходы на приобретение оборудования и обновление материальной базы колледжей, а также адаптацию содержания образовательных программ под требования работодателей.
Кроме того, обеспечивается проведение производственной практики студентов, повышение квалификации и стажировка мастеров производственного обучения. В результате обеспечивается максимальное сближение набора знаний и умений, которые получают выпускники, и потребностей работодателей.
Что касается развития московских колледжей, то процесс их подстройки под новые условия рынка труда идет за счет тесного вовлечения работодателей. Например, один из успешных примеров – колледж, который готовит кадры для московского метро. В последние годы было обеспечено тесное взаимодействие колледжа и руководства метрополитена, благодаря чему подавляющее большинство выпускников стали устраиваться на работу непосредственно по специальности.
Колледж обеспечил высокий уровень мотивации выпускников, заинтересованных в своей работе и хорошо подготовленных к ней. Ранее показатели трудоустройства по этой профессии были не столь высокими. Обновления содержания образования и тесное сотрудничество с метрополитеном привели к такому положительному эффекту.
Также отмечу значимую роль московских центров профориентации и трудоустройства, таких как центры «Моя карьера», «Моя работа», «Профессии будущего», которые успешно работают в Москве как для старшеклассников, так и москвичей более старшего возраста, в формировании гибкой системы содействия занятости, развитии партнерства работодателей и образовательных организаций».
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Свежие комментарии