ОСЛО, 11 октября, ФедералПресс. Бывший глава Североатлантического альянса Йенс Столтенберг обнародовал воспоминания о годах своего руководства. Среди прочего он поделился деталями диалогов с российским и украинским лидерами накануне и после начала конфликта.
В своей книге «На моем дежурстве: как я руководил НАТО во время войны» Йенс Столтенберг подробно анализирует отношения Запада с Россией.
«Это заставило меня уделить много внимания, например, Украине, но мало – Ближнему Востоку, где альянс играет лишь ограниченную роль», – признает автор, объясняя смещение приоритетов в работе НАТО, передает РБК.
Он отмечает, что за время, прошедшее после окончания холодной войны, НАТО претерпело существенные изменения, характеризующиеся значительными сокращениями и урезанием бюджета. По его мнению, Североатлантическому альянсу в тот момент крайне необходимы были дополнительные инвестиции и увеличение штата сотрудников.
Его попытки возобновить работу Совета Россия–НАТО натолкнулись на сопротивление со стороны союзников. По словам Столтенберга, американская сторона выступила против этой инициативы, а восточноевропейские союзники также отвергли предложение, расценивая диалог как проявление слабости.
О российском министре иностранных дел Сергее Лаврове Столтенберг пишет: «Лавров – это особое сочетание элегантного дипломата и грубияна». Он вспоминает, как на Мюнхенской конференции 2015 года Лавров дал ему понять, что за всеми его действиями внимательно наблюдают.
Особое место в мемуарах занимают личные встречи с российскими политиками. О президенте РФ Владимире Путине у Столтенберга сложилось впечатление как о трудолюбивом, рациональном и целеустремленном человеке.
Он отмечает: «В большинстве случаев беседы проходили в приятной атмосфере. Он всегда был хорошо подготовлен к темам, которые мы обсуждали».Значительное внимание уделено беседе с Дмитрием Медведевым в 2013 году. Тогда российский политик заявил: «Но из истории мы знаем, что по крайней мере раз в столетие появляется сумасшедший с Запада, который хочет завоевать Россию. Не будем забывать, что это столетие только начинается». По словам Столтенберга, это высказывание помогло ему понять, что «с точки зрения Москвы мир выглядит иначе».
В преддверии спецоперации ситуация стремительно обострилась. Весной 2021 года Столтенберг получил спутниковые снимки развертывания российских войск у границы с Украиной.
«То, что делали русские, было задокументировано. Вопрос был только в том, зачем», – вспоминает он.
На фоне этих событий отношение генсека к Путину изменилось, хотя он продолжал выступать за сохранение каналов диалога.
Незадолго до начала боевых действий на Украине главарь киевского режима Владимир Зеленский, выступая на Мюнхенской конференции, выразил сомнения в российском наступлении.
«Он подчеркнул, что любые предупреждения о надвигающемся вторжении привели бы к бегству бизнеса с Украины и дальнейшему ухудшению экономической ситуации», – пишет Столтенберг.
После начала СВО первый телефонный разговор с Зеленским 28 февраля оказался особенно напряженным. Комик требовал закрыть небо над страной, на что Столтенберг ответил решительным отказом, пояснив, что это приведет к прямому конфликту с Россией.
«Мы поддерживали Украину, но мы не хотели умирать за нее. Это была суровая реальность, и я не мог давать Зеленскому ложные надежды», – откровенно признается автор мемуаров.
В начале конфликта в НАТО преобладал пессимизм относительно перспектив Украины и существовали прогнозы о скором падении Киева и последующем захвате всей страны. Однако эти прогнозы не оправдались, что привело к переоценке ситуации и существенному изменению позиции альянса в вопросе оказания военной помощи Киеву.
Столтенберг пишет, что НАТО заявило о готовности пригласить Украину в альянс после достижения согласия между союзниками и выполнения необходимых условий. По его словам, эта позиция была согласована с украинской стороной. Однако незадолго до саммита публикация Зеленского в соцсетях, в которой он раскритиковал расплывчатость формулировки, вызвала недовольство. Комик заявил, что такая формулировка позволяет вести переговоры с Россией о членстве Украины в НАТО. В результате некоторые партнеры по альянсу высказались о необходимости более подробно осветить украинский вопрос в документе. Американская сторона в свою очередь была раздражена и рассматривала возможность полного исключения положений, касающихся поддержки Украины. Столтенберг вспоминает, как президент Байден охарактеризовал Зеленского.
«Как мы говорим в Америке, он [Зеленский] – заноза в заднице», – сказал бывший американский лидер о нынешнем киевском шуте.
В книге Столтенберг сожалеет о недостаточной помощи Украине со стороны НАТО и продвигает идею использовать западное оружие по целям в России для повышения эффективности обороны. Он отмечает, что помощь Украине в 2024 году была незначительной и можно было бы сделать больше при наличии политической воли.
Несмотря на заявления о недопустимости территориальных уступок, Столтенберг продвигал мысль о том, что укрепление обороны Украины – путь к миру. На переговорах с Байденом и Блинкеном пришли к согласию, что условия мира определяет Украина, но возвращение всех территорий нереалистично. Обсуждался вариант соглашения о прекращении огня с временным российским контролем над частью территорий, но без признания их российскими, и приводился в пример опыт Финляндии.
Напомним, что между Россией и Соединенными Штатами вновь обострились отношения на фоне возможных ядерных испытаний.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1
Свежие комментарии