4 октября 2001 года пассажирский лайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» следовал из израильского Тель-Авива в столицу Сибири – Новосибирск. Однако в небе над Черным морем произошла авиакатастрофа. Авиалайнер внезапно развалился в воздухе и рухнул в море. Погибли все находившиеся на его борту 78 человек – 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
Спустя почти четверть века «ФедералПресс» вспоминает эту трагедию и старается разобраться, можно ли было ее избежать.Роковой полет Чартерный рейс из Тель-Авива в Новосибирск выполнялся в штатном режиме. Экипаж вышел на связь с диспетчерами в Ростове-на-Дону и доложил, что полет проходит нормально. Спустя всего пять минут, в 13:44 по московскому времени, самолет, находившийся на высоте 11 000 метров, внезапно пропал с радаров. Свидетельства других пилотов не оставили сомнений в масштабе трагедии. Командир экипажа Ан-24 Гарик Оганесян сообщил диспетчерам: «Слева от меня произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море». Почти сразу другой пилот подтвердил, что видит в воде обломки самолета. При этом самолетом управлял опытный экипаж, за плечами у которого не один десяток полетов.
Командир воздушного судна (КВС) – 42-летний Евгений Гаров. Налетал 10 748 часов, 5980 из них на Ту-154 (4507 из них в качестве командира воздушного судна). Второй пилот – 37-летний Борис Левчугов. Налетал 4460 часов, 2245 из них на Ту-154. Штурман – 42-летний Константин Ревтов. Налетал 10 381 час, 5960 из них на Ту-154, даже имел нагрудный знак «За безаварийный налет 9000 часов».
Бортинженер – 37-летний Валерий Лаптев. Налетал 7284 часа, все на Ту-154. Проверяющий – 52-летний Виктор Алексеев. Налетал 16 655 часов, 3420 из них на Ту-154 (2160 из них в качестве командира воздушного судна). Награжден знаком «Отличник воздушного транспорта».После того как об авиакатастрофе стало известно, к месту трагедии вылетела поисковая авиация, а на море вышли спасательные плавсредства. Найденные в море тела погибших и фрагменты разбившегося Ту‑154 доставил на берег сухогруз «Капитан Вакула». Правда, большинство погибших так и не смогли обнаружить. По результатам спасательной операции стало ясно, что они затонули вместе с обломками самолета. Позже представители авиакомпании «Сибирь» отметили, что среди 66 пассажиров только 15 человек были гражданами России, а остальные – израильтяне. К тому же по трагической случайности именно этим рейсом летел заместитель генерального директора компании «Сибирь», ответственный за безопасность полетов, Виктор Алексеев. Версии авиакатастрофы: от теракта до «дружественного огня» Случившаяся в небе над Черным морем авиакатастрофа потянула за собой множество различных догадок и версий. Следователи изначально рассматривали несколько. Теракт. Генпрокуратура России оперативно возбудила уголовное дело по статье «Терроризм». Однако израильская сторона категорически отвергла эту версию, ссылаясь на жесточайший досмотр в аэропорту Бен-Гурион. Техническая неисправность или ошибка экипажа. Авиакомпания «Сибирь» парировала, что самолет был исправен, а пилоты – крайне опытны. На борту, что символично, находился и сам заместитель гендиректора компании, ответственный за безопасность полетов.
Вскоре основная версия следствия сместилась в военную плоскость. Следователи российской прокуратуры и специалисты Межгосударственного авиационного комитета установили, что самолет на высоте 11 тысяч метров сбила зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины, которые проводили учения в Крыму. Она была запущена с позиции, расположенной в районе Феодосии на полуострове Крым. По этой версии ракета вызвала разгерметизацию, пожар и последующее разрушение самолета в воздухе. В итоге Ту-154М столкнулся с водой, разрушился и затонул на глубине до 2 тысяч метров. Расследование авиакатастрофы Расследование причин катастрофы сопровождалось сложными международно-правовыми процедурами. Уголовное дело, изначально возбужденное Генпрокуратурой РФ, в декабре того же года было передано для дальнейшего расследования украинской стороне, после чего в России его производство было прекращено. Несмотря на то что суды Украины официально не признали вину своих военных, спустя несколько лет, в 2005-м, правительство страны выплатило родственникам погибших компенсации. Размер выплат составил 200 тысяч долларов за каждого погибшего. В 2004 году авиакомпания «Сибирь» подала встречный иск к Министерству обороны и Государственному казначейству Украины о взыскании материального ущерба, оценив его в 15,32 миллиона долларов. Хозяйственный суд Киева в 2011 году отказался его удовлетворять. Поводом для этого стали выводы повторной экспертизы, проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз (КНИИСЭ). Специалисты заявили, что украинская ракета не могла технически достичь самолета. В доказательство своих слов они привели данные радиолокационного комплекса «Геленджик», утверждая, что за полминуты до взрыва в 49,9 километра от места падения был зафиксирован «неизвестный объект». По их расчетам, ракета ЗРК С-200В не успела бы преодолеть это расстояние. Реакция властей и кадровые чистки После авиакатастрофы президент Украины Леонид Кучма занял сдержанную позицию. 10 октября 2001 года он согласился с выводами российских следователей, но призвал не делать из трагедии повод для ухудшения международной репутации страны. Кучма также отказался увольнять министра обороны Александра Кузьмука, назвав его ценным кадром. Это заявление шокировало общественность и команду президента, приведя к отставке его пресс-секретаря. При этом сам Кузьмук уже подал заявление об отставке, но Кучма медлил с решением, не желая признавать вину военных. 24 октября под давлением обстоятельств (включая, по некоторым данным, требование главного раввина Киева) Кучма публично признал, что самолет был сбит украинской ракетой, принес извинения и принял отставку Кузьмука. Вслед за этим 25 октября была проведена масштабная кадровая чистка в войсках ПВО: были уволены главком, генерал-полковник Ткачев, его заместители и другие ответственные офицеры, непосредственно связанные с учениями. Командир дивизиона был понижен в должности. Никто из военных не предстал перед судом. Окончательное решение Авиакомпания «Сибирь» обжаловала решение Хозяйственного суда Киева, включая Высший хозяйственный суд. Правда, в 2012 году все предыдущие вердикты были оставлены в силе и на этом судебные тяжбы по делу о компенсации ущерба авиакомпании были окончательно завершены. Виновные в крушении авиалайнера и гибели десятков человек не установлены до сих пор.
На Заельцовском кладбище в столице Сибири осенью 2002 года был открыт мемориал жертвам авиакатастрофы рейса Тель-Авив – Новосибирск. Рядом с памятником – символические могилы погибших, тела которых так и не были обнаружены в водах Черного моря. Советуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных катастрофах, которые происходили как в небе, так и на земле. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин, Анна Миронова, Иван Кабанов
Свежие комментарии