Выделенные полосы для общественного транспорта появились в России еще в 2009 году, до Новосибирска это нововведение дошло несколько лет спустя. Их цель — борьба с пробками. Многие горожане жалуются, что в столице Сибири этот инструмент работает хуже, чем в других городах СФО. В чем причина такой ситуации и почему за все эти годы не удалось разрешить ситуацию, разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Как появилась выделенная полоса О выделении полос для общественного транспорта в Новосибирске заговорили еще в 2013 году. И некоторые участки действительно выделили для автобусов. Согласно правилам дорожного движения, о наличии выделенной полосы сообщает специальный знак на дороге, и по ней не могут ездить частные автомобили, такси и даже школьные автобусы. Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то сюда можно перестраиваться при повороте, а также для посадки и высадки пассажиров в разрешенных местах. Нарушителям правил грозит штраф. Формальный подход Несмотря на наличие выделенных полос для общественного транспорта в Новосибирске, работают они только номинально и свою функцию не выполняют, уверен координатор дорожной инспекции Общероссийского народного фронта по Новосибирской области Александр Стефанов. «В Новосибирске очень много мест, где сделаны отдельные полосы для автобусов, однако фактически они не работают. Например, если взять улицу Ленина, на участке от проспекта Димитрова до вокзала-главного, то вся полоса для автобусов заставлена парковочными автомобилями. В результате никакой функциональной нагрузки эта полоса не выполняет. Встает дискуссионный вопрос, нужна ли она вообще на участке», – объяснил эксперт «ФедералПресс». По словам Александра Стефанова, в городе необходимо создать систему контроля, без чего выделение новых полос теряет смысл. «Один из первых объектов, на котором мы обращали внимание властей на то, что полоса, выделенная для автобусов, не работает, – это улица Жуковского. На дороге были установлены знаки и нанесена разметка в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», но, на мой взгляд, ни одного дня эта полоса не отработала в том режиме, как должна. Там постоянно мешает припаркованная техника, также присутствуют нарушения при автомобильном движении. Все это не контролируется», – объяснил Стефанов. Он добавил, что представители народного фронта неоднократно задавали властям всех уровней вопрос, почему выделенные полосы для автобусов никак не контролируются и не регулируются. Однако ответа так и не получили. «Также при составлении проекта по выделению специальной полосы для автобусов, необходимо оперировать данными о том, какой здесь наблюдается поток автомобилей и пассажиров. Выявить интенсивность движения и провести все расчеты для увеличения пропускной способности общественного транспорта. Также необходимо учитывать физическую возможность устройства этой полосы, то есть должны быть подняты вопросы по габаритам – нужно ли будет дополнительно расширять дорогу, либо можно обойтись лишь знаками и разметкой, и выяснить, каковы будут финансовые вложения», – сказал собеседник. При этом весной в 2024 году в мэрии заговорили о необходимости выделения дополнительной полосы для общественного транспорта на участках из дальних районов, где наблюдаются максимальные пробки – это 4-й, 5-й, 6-й микрорайоны в Калининском районе.
Калининский район ждет полосу Север Калининского района активно застраивается новыми жилищными комплексами. Так, практически закончено строительство в Тайгинском парке, планируется развитие комплексной территории в микрорайоне Клюквенный. Но количество дорог и их пропускная способность не растут. Именно узкие дороги, не соответствующие масштабам для третьего города по населению в России, являются главной причиной транспортных проблем в Новосибирске, считает научный руководитель СГУПС НИЛ Валерий Хабаров. Единственный способ создать выделенную полосу для транспорта здесь – расширять дороги, и особенно это касается дальних микрорайонов. И делать это необходимо, потому что в этом случае часть автомобилистов пересядет на автобусы, соответственно, нагрузка на дороги сократится. У новосибирцев есть и другие предложения. По словам жительницы Калининского района Марины И., решить проблему с пробками можно, если продлить трамвайные линии до 5-го и 6-го микрорайонов при условии, что автомобили не будут ездить по рельсам. «В администрации уже поднимали вопрос о продлении трамвайных путей хотя бы до микрорайона Снегири (5-й). Это было бы хоть каким-то спасением. Трамваи пусть медленно, но ездят, а пробка просто стоит. Я работаю в больнице и ежедневно на дорогу трачу больше часа, хотя без заторов, не в часы пик можно добраться до работы за 25 минут. Летом я езжу на велосипеде», – поделилась мнением Марина И. Вопрос о продлении трамвайных путей до отдаленных жилищных массивов действительно поднимался, однако до реализации проекта дело так и не дошло.
Пример соседей В Иркутске, по словам местных жителей, выделенные для общественного транспорта полосы работают. В городе проживает более 600 тысяч человек, он занимает 25-е место по численности населения в России, и в нем отсутствует метро. «До того как в Иркутске начали выделять полосы для общественного транспорта, пробки на этих участках были намного серьезней. Сейчас загруженность на тех же дорогах меньше. Я это сам ощущаю. Сократилось время в пути на участках с выделенными полосами для автобусов», – рассказал «ФедералПресс» Денис Б. По его словам, эта мера оказалась особенно эффективной для новых и активно застраивающихся районов. По словам водителей, в Иркутске в часы пик случаются выезды нарушителей на эту полосу, но это не носит массового характера. Первая выделенная полоса в Иркутске появилась в 2021 году, и с этого момента общественный транспорт стал строго соблюдать график. При этом проблемы припаркованных автомобилей на полосе для общественного транспорта в Иркутске нет. Александр Стефанов объясняет это разницей менталитета: новосибирцы просто привыкли нарушать. Фото: ФедералПресс / Екатерина Ломакина
Свежие комментарии